Газета "Кишиневские новости"

Новости

ДЕТСКИЙ КЛИК ОТЧАЯНИЯ

ДЕТСКИЙ КЛИК ОТЧАЯНИЯ
10 марта
00:00 2017

Кто и как вербует подростков в «группы смерти»

Новая волна паники вокруг «групп смерти» накрыла Интернет. Родители в панике пересылают друг другу сообщения с предупреждениями: «Наших детей убивают при помощи онлайн-игр и переписок в соцсетях!» Психиатры и эксперты по киберугрозам наконец-то начали признавать: доведение до самоубийства через Интернет — вовсе не утка, раздутая любителями теорий заговоров.

Чем на самом деле является игра «разбуди меня в 4.20» — плодом больной фантазии психов-одиночек, чьим-то продуманным экспериментом или хорошо налаженным бизнесом? Кто зарабатывает на суицидальных хештегах вполне реальные деньги? Что общего между кураторами суицидальных сообществ, вербовщиками ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) и маркетологами, продающими смартфоны? Мы провели свое расследование и на все эти пугающие вопросы нашли не менее жуткие ответы.

«Розовый пони говорит: встань на подоконник»

Эволюционировали не только системы поиска игроков, но и сама смертельная игра. Раньше это была просто переписка с куратором, который давил ребенку на психику. Плюс задания из серии «порежь руку, напиши на ней название группы и выложи фото». Теперь же она больше похожа на продукт серьезной корпорации — разработчика виртуальных игр, чем на плод фантазии одиночек-психопатов.

На сегодняшний день создано несколько вариантов этой смертельной игры. Первый — назовем его базовым. Содержит 10 уровней. Первые три — безобидные. Как говорят сами игроки, «без треша». Куратор может дать задание разгадать ребус, прослушать медитационную музыку (он сам кидает ее игроку личным сообщением), написать короткое эссе или стишок на тему бренности бытия. Начиная с четвертого уровня квесты кураторов становятся сложнее и страшнее. Все они так или иначе связаны с нанесением себе ран. Причем теперь фото просто руки с порезами не котируется. Надо сделать селфи с доказательством: чтобы на фото были видны не только порезы, но и лицо игрока на фоне его личной страницы в соцсети.

Периодически куратор может отправлять подопечному смс со странными советами, как не проспать сеанс игры: «У тебя болит голова. Выпей семь таблеток, и я разбужу тебя в 4.20» (из реальной переписки. — Авт.)

Последний, высший уровень — якобы инсценировка собственной смерти. По условиям игры это должно быть максимально правдоподобным.

Второй вариант — более сложный, с дополнительными кейсами. Вот, например, один из них (далее дословный текст из переписки игрока — девушки Елены, с куратором, живущим в Сети под именем Игорь Лисин. — Авт.):

«И.Л.: Можешь назвать свой город?

Е.: Шелехов.

И.Л.: Если ты все-таки избранная, мы найдем тебе гида, находящегося ближе к Шелехову, и отправим его к тебе. Но это только в конце игры.

Е.: Для чего этот гид?

И.Л.: Он поможет тебе сделать последнее задание. И, возможно, будет в роли репортера».

— Эти гиды якобы должны зафиксировать инсценировку самоубийства, — поясняет активист Анна Рогачева. — Оно ведь должно быть по условиям игры максимально правдоподобно. В этом случае куратор будет считать, что игрок прошел квест от и до.

Третий вариант игры — с разбивкой по возрастам. Тем, кто постарше, предлагают быть «избранными». Крючок в этом случае выглядит примерно так: «Привет, хочешь поиграть? Правда, это очень сложная игра. Только для избранных. Многие оказываются слабаками, не выдерживают. Некоторые умирают. Но ТЫ ведь не такой? Ты же не чмо, как они? Хочешь доказать, что ты избранный?»

Для подписчиков помладше другой сценарий. Им кураторы не только пишут, но и шлют картинки с героями любимых мультиков. Розовый пони с радужной гривой, фея с фигурой топ-модели: «Хочешь стать принцессой-пони из Серебряного замка? Хочешь стать одной из фей Винкс? Тогда выполни задание». И дальше следуют конкретные призывы к суицидам с описанием способов.

Портрет жертвы

Активистам из «Медиа Гвардии» удалось составить психологический портрет типичного участника «групп смерти». Для этого они провели исследование с анализом профилей пользователей соцсетей. Определяли возраст, пол и локацию потенциальных жертв. В выборку попало 81 сообщество и 72 282 пользователя. Анализ проводился на основании тех данных, которые пользователи сами оставляют о себе на личных страницах.

Вот что из этого вышло:

Локация. Больше всего игроков живут в крупных городах (всего проверялись 85 городов). Лидер — Москва, 25,09% всех подписчиков. На втором месте — Санкт-Петербург, 14,27%. В остальных городах-миллионниках ситуация чуть лучше: Екатеринбург — 4,04%, Краснодар — 3,68%, Новосибирск — 2,87%. При этом исследователи выявили интересный феномен. В Краснодаре жителей почти вдвое меньше, чем в Новосибирске. Но «групп смерти» там больше. Это эксперты связывают с общей неблагополучной ситуацией на юге страны. Чем ближе к Северному Кавказу, тем запрещенного контента (в первую очередь экстремистского) больше.

Возраст. Типичному подписчику суицидальных групп от 14 до 21 года. По результатам мониторинга это две возрастные группы: 14–18 (31,43%) и 18–21 (30,74%). Правда, здесь надо еще учесть, что многие подростки накидывают себе в Сети пару-тройку лет для солидности. Поэтому, вероятнее всего, перевешивает все же первая группа.

— Возраст с 12 до 18 лет — самый опасный, это период становления личности, — говорит психолог Центра экстренной психологической помощи при МГППУ Ростислав Прокопишин. — Это пубертатный период, когда происходит первый всплеск гормонов, меняется тело. Усиливаются роли, дети ищут идеальную модель поведения. Происходит усиление депрессивных черт. Эмоциональная сфера сдвигается, начинаются истерики. Одновременно с этим в коллективе формируется групповое давление. Самое главное понимание — кто я — у подростка происходит только через призму отношений в референтной группе. Если он не находит этой самоидентификации в семье или школе из-за равнодушия сверстников или постоянных конфликтов дома, он находит ее в интернет-сообществах. Причем в тех, которые разделяют его взгляды и мысли. А так как ему сейчас плохо, лучше всего его «поймут» именно в «группах смерти».

Пол. Девочек и девушек среди подписчиков 61,22%. Психологи говорят, что это логично. Женская аудитория в суицидальных пабликах находит свой целевой контент: несчастная любовь, одиночество, проблемы с внешностью и лишний вес, саморефлексия и прочая информация из раздела «тараканы в голове».

Профиль в соцсети. Типичный подписчик — это подросток с кучей комплексов. Внешность, вес, очки. Он не любит фотографироваться и выставлять себя — реального — напоказ. Поэтому на его личной страничке будет либо одно-два фото, либо их не будет вовсе. Кураторы никогда не берут в игру красивых девочек с десятками селфи в фотоальбоме. Они слишком любят свое тело, чтобы уродовать его.

Удалось составить и портрет куратора. Он всегда старше жертвы. Но не намного: максимум на 8–10 лет. Эта разница в возрасте позволяет позиционировать себя в роли лидера, но при этом не выглядеть «динозавром». Ведущий всегда отдает команды. Он не просит и не предлагает. Куратор — доминант, игрок — подчиняющийся. Форма беседы — отстраненная, с налетом пренебрежения. Это моментально подстегивает подростка и заставляет его доказывать, что на самом деле он тоже крутой.

«Смерть с доставкой. Оплата при получении»

— Весь ужас в том, что все эти суицидальные хештеги из «групп смерти» перекочевали в пиар и теперь используются для раскрутки совершенно любых профилей в соцсетях, — говорит Анна Рогачева. — Представьте такую картинку: в Инстаграме профиль молодого парня, фотка — на ней качок в спортзале на фоне гантелей и тренажеров. В целом вполне жизнеутверждающее фото. А ниже подпись: #разбудименяв4:20, #синийкит, #хочувигру. Через сутки подписи стираются, а на их месте появляется новая запись: «Ого, круто! А это реально работает! За час +500 подписчиков».

По словам интернет-маркетологов, таким способом сегодня можно быстро прокачать любую страницу в любой соцсети. Схему подхватили десятки ушлых дельцов, создав целые инкубаторы прокачанных аккаунтов на продажу. Они создают сотни пустых страниц, накачивают их контентом про самоубийства, получают очередь падких на все модное подписчиков, а затем меняют тексты и картинки с китами и ранами на фото с дизайнерскими пальто, пирожными на заказ и крафтовым пивом. Вуаля! — идеальная площадка для рекламы бизнеса готова. Предпринимателям нравится. Особенно тем, у кого стартапы. Модно, молодежно, недорого.

— Сама по себе эта игра уже является механизмом маркетинга, — говорит Прокопишин. — Взрослые кураторы делают вид, что понимают подростка и дают ему именно то, что он хочет. Беда в том, что дети сейчас черпают информацию не на улице и не в кружках, а в торговых центрах. Растет целое поколение потребителей контента. Это их основное занятие, они больше ничего не умеют. Поэтому на них можно отрабатывать любые механизмы маркетинга. «Группы смерти» стали самостоятельным бизнесом. Их цель — накручивать трафик, продавать его. Не важно, какими способами. Самый свежий тренд, о котором я слышал, — это новая виртуальная игра. Если вам настолько плохо, что не хочется жить, вы можете оплатить игру, в которой умрете по-настоящему. Вы можете купить себе смерть.

«Психологи закончились. Вас спасет только агент Смит»

— При помощи «групп смерти» можно отрабатывать способы вербовки кого угодно: террористов-смертников, послушных покупателей или агентов для спецслужб, — уверен Ростислав Прокопишин. — Кураторы используют приемы цыганского гипноза. Это веерный мониторинг. Ведущий обращается ко всем, но клюют на него порядка трех процентов. Здесь то же самое. Поэтому поначалу психиатры и говорили, что якобы все эти самоубийства — в пределах погрешности.

При этом эксперты уверяют, что сработать на опережение и вычислить эти самые три процента довольно просто. Почему не возложить эту функцию ну хотя бы на тех же школьных психологов? Да потому что их почти нигде нет.

При этом специалисты по киберугрозам уверяют, что блокировка опасных групп в соцсетях — дело хорошее, но бесполезное. Тот, кто их закрывает, всегда будет в позиции догоняющего. Ведь сам по себе Интернет, когда только создавался, задумывался как система коммуникации, которая должна выжить даже в условиях атомной войны. Это система, которую невозможно убить.

Однако один способ борьбы с кураторами все же найден. И, похоже, он может быть эффективным. А главное, он доступен всем. Этот метод очень похож на сцены из фильма «Матрица», где вездесущие агенты Смиты плодились с бешеной скоростью, поглощая все на своем пути. Только в нашем случае агенты будут на стороне добра. Лайфхаком поделился один из активистов-поисковиков по имени Ян:

— Создаешь тысячу ботов (фиктивных страниц несуществующих пользователей. — Авт.), ставишь их в бот-кодер (программа для управления ботами). Боты начинают постить хештеги, по которым кураторы ведут поиск, раз в час или чаще — как сам выставишь таймер. Заявок на игру от ботов становится в тысячи раз больше, чем от реальных игроков. Живые растворятся, и куратор их просто не найдет.

Татьяна АНТОНОВА.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR18,980,00%
GBP22,83+0,02%
UAH0,440,00%
RON3,81–0,03%
RUB0,170,00%

Курсы валют в MDL на 23.11.2024

Архив