Загадки отечественной демографии
Никто в стране достоверно не знает количество ее жителей
Недавно все страны – члены ООН отметили Всемирный день народонаселения. По этому случаю в Кишиневе был представлен первый Демографический барометр. Его подготовили специалисты Центра демографических исследований Института экономических исследований АН РМ совместно с Министерством труда, социальной защиты и семьи и представительством в РМ Фонда народонаселения ООН.
Статистика с дефицитом
По подсчетам демографов, реальная численность населения республики резко расходится с той, которую называет Национальное бюро статистики. Разница – 660 тыс. человек, которых на самом деле «не хватает», или примерно 16%. И, как пояснила автор исследования доктор социологии Ольга Пенина, происходит это потому, что органы статистики при определении количества жителей страны исходят из понятия «стабильное население», тогда как следует руководствоваться определением «реальное население». Стабильное население – то, которое по данным административных органов официально считается зарегистрированным в Молдове. Но каждому известно, что сотни тысяч людей, официально числящихся живущими здесь, фактически давно обосновались за границей, хотя юридически свое отсутствие не оформили. А вот все оставшиеся и будут реальным населением. Между тем статистика включает в число мигрантов только тех, кто окончательно покинул страну на постоянное место жительства за границей. В результате данные Пограничной полиции на порядок больше официальной статистики о миграции (к сожалению, представитель Бюро по миграции и беженцам МВД на презентацию не явился, и комментарии по этому поводу получить не было возможности). А органы, учитывающие трудовых мигрантов в России и Италии (в этих странах работает больше всего наших сограждан), дают еще более высокие цифры.
Об этом красноречиво свидетельствует история с обнародованием предварительных результатов переписи населения 2014 года. В декабре минувшего года Национальное бюро статистики озвучило цифру 2,913 млн человек. А буквально несколько недель спустя этот же орган заявил, что на 1 января 2015 года в Молдове проживали 3,555 млн человек.
Кроме того, демографы утверждают, что статистика неверно рассчитывает и коэффициент рождаемости, а также продолжительность жизни. «Наши данные свидетельствуют, что коэффициент рождаемости составляет 1,65 ребенка на одну женщину по сравнению с 1,28 — статистическими данными НБС. Расчеты Центра демографических исследований показывают, что продолжительность жизни для мужчин составляет 64,6 года, а для женщин — 73,2 года, в то время как по данным НБС продолжительность жизни для мужчин составляет 67,24 года, а для женщин — 74,99 года», – заявила Ольга Гагауз, руководитель центра.
Ошибки год от года накапливаются, это искажает социально-экономические показатели. В результате все стратегии и программы, разрабатываемые в стране, ошибочны. Если нет достоверных данных о численности и возрастном составе населения, нельзя правильно планировать расходы на медицинскую и социальную помощь, образование и другие сферы жизни.
Эта загадочная перепись
О прошедшей переписи – разговор особый. С момента ее проведения минуло больше года, но по-настоящему обработка результатов еще даже не началась. И оглашение окончательных итогов перенесено на август 2016 года. По этому поводу представитель Фонда народонаселения ООН в Молдове Эдуард Михалаш выразил серьезную озабоченность. По его словам, обнаруживающаяся разница в цифрах – свидетельство низкого качества молдавской статистики. А ведь в 2016-2017 гг. Молдове предстоит разрабатывать новую Стратегию в области народонаселения, и достоверные данные для этого просто необходимы.
Собравшиеся напомнили, что переписчики пришли далеко не ко всем. Начальник Управления демографической статистики и переписей населения Национального бюро статистики Валентина Истрати подтвердила, что всех переписать не успели. Прежде всего это касается Кишинева. Недостающие данные, по словам представителя Национального бюро статистики, будут получены в административных органах. То есть, по вышеназванным причинам, окажутся заведомо недостоверными.
А задержку в обработке данных переписи Истрати объяснила отсутствием средств. Не хватает, мол, еще 15 млн леев. Между тем в мае нынешнего года парламентская комиссия по социальной защите, семье и здравоохранению организовала «круглый стол», посвященный прошедшей переписи. В ходе заседания был сделан вывод о том, что из 89 млн леев, ассигнованных на перепись (почти половину этой суммы предоставили внешние доноры), 23 млн остались неиспользованными. Куда же делись деньги, если на подсчет результатов просят дополнительные внушительные ассигнования?
Объяснение этой загадке найти трудно. Так же как и тому, что итоги предыдущей переписи 2004 года в расчет приниматься не будут, а опираться решено на результаты еще советской переписи населения 1989 года. А тогда такое понятие, как трудовая миграция за рубеж, отсутствовало, и количество стабильного населения практически совпадало с количеством реальных жителей. По словам Ольги Гагауз, это было политическое решение властей, которым кажется, что так убыль населения за небольшой срок будет выглядеть не столь разительной. Еще один немаловажный момент: если официально показывать количество населения большее, чем есть на самом деле, можно просить у партнеров по развитию больше финансовой помощи. А уж применение полученным деньгам всегда найдется.
В общем, утверждение авторов «Двенадцати стульев» о том, что «статистика знает все», сегодня уже не кажется таким бесспорным. Скорее хочется согласиться с Марком Твеном: «Бывает ложь, наглая ложь и статистика».
Елена РОЙТБУРД.