Ион ПРИСЭКАРУ: «Мне никто не звонит из высоких кабинетов. Даже как-то не по себе»
Кто угрожал смертью новому руководителю налоговиков, пытаются ли ему давать указания – с кого брать штрафы – читайте в прямой линии
Главная государственная Налоговая инспекция в Молдове в минувшемгоду оказалась в эпицентре скандала. Сотрудники Национального антикоррупционного центра провели обыски в кабинетах и дома у прежнего руководителя учреждения Николая Викола. Было даже возбуждено уголовное дело.
Поэтому нам в редакции показался вполне естественным интерес читателей к тому, что происходит в этом важнейшем ведомстве нынче. Тем более, что Ион Присэкару, возглавивший Главную государственную налоговую инспекцию немногим более десяти месяцев назад, занял свой пост уже во второй раз. Впервые Присэкару работал в этой должности с 1995 по 1998 годы, а начал свою деятельность в налоговых органах с 1990 года. Затем ушел в сферу бизнеса – стал учредителем и генеральным директором аудиторской фирмы «Ecofin-Audit-Service», а впоследствии руководил фирмой «Ecofin Consult Evaluare». «Прямая линия» вызвала большой интерес у многочисленных читателей «МК в Молдове» (дозвониться, к сожалению, смогли не все желающие). Разговор получился оживленный и очень содержательный.
За что угрожали смертью?
Александр Кожухов: – Почти сразу после назначения Вы заявили, что Вам предлагали взятку 100000 долларов за то, чтобы закрыть глаза на мошенническую схему, нанесшую ущерб государству. А когда вы отказались, угрожали смертью. Что это было? И было ли продолжение у этой истории? А вообще часто взятки предлагают?
– Это было связано с решением, которое я должен был подписать в отношении одного физического лица, довольно известного. Но я его не подписал, т.к. оно было незаконным, и к этому человеку не применили те санкции, которые планировались, опять же, незаконно. Пока идет следствие, я не могу больше ничего говорить, но со временем все станет достоянием общественности.
ЛюдмилаСеливатенко: – Работников налоговой инспекции периодически уличают то во взятке, то в необоснованных проверках или других нарушениях. Реально ли навести здесь порядок, или эта болезнь неизлечима? Что в силах начальника налоговой инспекции?
– Реально, в том числе с помощью граждан. Хочу через газету поблагодарить тех налогоплательщиков, которые не смотрят пассивно на случаи коррупции и на налоговые нарушения экономических агентов. Так, за последние недели был выявлен ряд фактов – в Сынжерее, в столичном секторе Рышкань. Это случаи вымогательства. Но нередко сам экономический агент инициирует взятку, чтобы не платить налоги. Только за одну неделю зафиксированы две попытки дать взятку со стороны одного и того же предпринимателя – когда один инспектор отказался, бизнесмен предложил деньги другому, но отказался и второй. Тех сотрудников, которые берут взятки, мы увольняем и передаем материалы в правоохранительные органы. Но наказывать надо и тех, кто дает деньги.
Корреспондент «МКв Молдове»: – Должность, которую Вы вновь занимаете, освободилась со скандалом. Дело Вашего предшественника Николая Викола уже передано в суд. А Вам пытаются, как это случилось с ним, давать по телефону указания – с кого брать штрафы и в каком размере?
– Мне почему-то никто не звонит из высоких кабинетов. Даже как-то не по себе. Но если и позвонят с подобными указаниями, отвечу: я изучу вопрос и все сделаю в рамках закона. Давить на меня бесполезно.
Враждебность надо искоренять
Корр.: – Вернувшись в Главную государственную налоговую инспекцию после значительного перерыва, Вы можете сравнить что изменилось в деятельности налоговой службы и в какую сторону?
– Изменения кардинальные. Тогда все было для нас новым – независимость, свобода, рыночная экономика. И хотя приходилось сталкиваться с большими трудностями – задержками зарплат, экономическими проблемами, нехваткой средств – в людях ощущался моральный подъем, в том числе и в работниках налоговой инспекции. Тогда мы практически на голом энтузиазме группой всего из нескольких специалистов создали информационную систему. Придя вновь в инспекцию, я обнаружил, что эта система работает до сих пор, хотя устарела и не соответствует требованиям времени. И сегодня, к сожалению, уже нет того энтузиазма, ощущается пассивность со стороны сотрудников, все измеряется деньгами.
Корр.: – Вы можете судить о работе налоговиков и изнутри, и извне, потому что, занимаясь бизнесом, оказались, что называется, по другую сторону баррикады. И, подводя итоги первых ста дней работы, сказали, что как предприниматель не чувствовали уважения со стороны налоговых органов. А можно ли этого добиться?
– Это моя цель. С таким намерением я и вернулся в Налоговую инспекцию. Главная проблема налоговой службы – враждебность по отношению к экономическому агенту, и ее надо искоренять. Раньше, чтобы получить документы строгой отчетности, нужно было стоять в очереди и платить. От какого-то чиновника зависело выдавать ли эти документы, и сколько. На всем делали бизнес, выжимая деньги. Теперь внедрен электронный режим заказа бланков, и налогоплательщик сам решает: сколько и каких фактур ему нужно. Очереди исчезли. Но скоро не понадобится и этого. В правительстве уже находится проект постановления, который предусматривает возможность для налогоплательщика под личную ответственность печатать для себя бланки строгой отчетности.
Корр.: – Получается некая идиллическая картинка. Знающие люди утверждают, что встречают еще немало проблем. Например, с возвратом НДС.
– Действительно существовала серьезная проблема с возвратом НДС. Придя в инспекцию, я нашел заявки на возмещение, которые не рассматривались годами или были необоснованно отклонены под различными предлогами. Ответственно заявляю: за каждое возмещение требовали откат, существовала определенная ставка. Теперь, благодаря внедрению электронного формата, можно полностью контролировать ситуацию с НДС, причем на каждом этапе рассмотрения заявок. Раньше процедура возмещения занимала многие месяцы, а сейчас в среднем 26 дней, хотя законодательство предусматривает 45. Должен сказать, что Молдова стала единственной страной в регионе, которая внедрила электронные фактуры всего за полгода.
Корр.: – Если это можно было сделать за столь короткое время, почему не сделали раньше?
– Как человек, занимавшийся бизнесом, я знаю, какого отношения налоговиков хотелось бы мне. Кроме того, я изучал мировую практику, и не только в области непосредственно налогообложения, но и менеджмента управления качеством.
С недвижимостью будьте внимательнее
Валентин Дробинский: – Недавно умерла наша родственница, которая завещала моей дочке квартиру. Дочке 18 лет. Надо ли платить налог за эту квартиру, и если да – сколько?
– На момент получения наследства налоговые обязательства, в соответствии со ст.20 и 43 Налогового кодекса, не возникают. В дальнейшем все зависит от того, что ваша дочь сделает с этой квартирой. Если наследница захочет квартиру продать, то могут появиться обязательства по уплате подоходного налога, так как зафиксируется прирост капитала.
Он равен сумме превышения полученной суммы над стоимостным базисом данной квартиры (рыночная цена, указанная в документе, подтверждающем право на наследство), которая является налогооблагаемой в размере 50%. То есть, разница делится пополам, и с остатка взимается налог по тем же ставкам, что и с заработной платы.
ОльгаБачинская: – Всвое время мы приобрели квартиру, рассчитывая, что когда дочь, выйдет замуж, то будет там жить. Это было еще до переоценки. Теперь есть необходимость эту квартиру продать (она – не основное место нашего жительства). Как будет рассчитываться налог в данном случае? Какую стоимость по данным кадастра возьмут за основу: до или после переоценки?
– Закон гласит: налогооблагаемая база – это стоимость, указанная в документах, которые подтверждают вступление вправо собственности данным активом. В случае если квартиру приобрели, стоимостным базисом будет контракт купли-продажи. Разница между суммой продажи и суммой налогооблагаемой базы делится пополам, и с остатка взимается налог по тем же ставкам, что и с заработной платы.
Павел Кратан: – Япенсионер. Уменя есть дачный участок, полагаются ли на него льготы по оплате налога?
– Порядок налогообложения дачных участков несколько отличается от порядка налогообложения основного жилья, в том числе и порядка предоставления льгот по уплате налога на недвижимое имущество. Ставки налога на недвижимое имущество определяются местными органами власти. Что же касается льгот по уплате налога на недвижимое имущество за садоводческие товарищества для лиц пенсионного возраста, то они действующим законодательством прямо не предусмотрены. Однако местные органы власти вправе, в определённых случаях, например, продолжительная болезнь, стихийное бедствие или пожар, предоставлять физическим лицам освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество. В указанном случае необходимо обратиться в примэрию того населенного пункта, где расположен садоводческий участок.
Переплатили? Вернем!
Ольга: – Когда я в прошлом году подавала декларацию о подоходном налоге, оказалось, что с меня взяли лишнее. Но тогда написать заявление на возврат я не успела. Можно ли получить эти деньги позже?
Сергей Ионов: – Налоговая инспекция сектора Ботаника с 2010 года должна мне вернуть 300 леев переплаты. Втечение скольких лет я могу их получить?
– Срок давности для получения возмещения – шесть лет. Смело пишите заявление, и вам вернут все, что полагается. Придя в налоговую инспекцию, я обнаружил тысячи заявлений на возврат переплаты по подоходному налогу только по Кишиневу, которые годами лежали без движения. Теперь мы приняли меры и полностью укладываемся в срок, отведенный законом. Хотя, возможно, отдельные случаи задержек и имеют место. Но это исключение.
Татьяна Иванова: – Родственники иногда присылают нам деньги из-за границы. Надо ли платить налоги за этот доход? Как они рассчитываются?
– Эти суммы не подлежат налогообложению. Мы исходим из того, что с них взысканы налоги в той стране, где человек работает. У Молдовы существуют соглашения об избежании двойного налогообложения с разными государствами.
Владимир:- У нас есть вклад в банке, по нему начисляются проценты. За эти проценты полагается платить налог, если владелец вклада – пенсионер? И сколько?
– Сегодня эти доходы не подлежат налогообложению. Что будет в следующем году, сказать трудно, ситуация может измениться.
Есть ли у налоговиков план по штрафам?
Виктория: – Многие торговые компании, банки часто проводят разные рекламные акции и разыгрывают ценные призы. Аплатят ли налоги те, кто выигрывает? Как такие налоги рассчитываются?
– Ответственность ложится на фирму, которая проводит розыгрыш. Но обычно вопрос о том, кто будет платить налог, решается по договоренности сторон. А необлагаемый порог дохода ежегодно меняется и фиксируется в Налоговом кодексе.
Корр.: – Правда ли, что существует план по штрафам, и тех инспекторов, кто его не выполняет, наказывают? Поэтому, приходя на проверку, они сразу говорят экономическому агенту: заплатите столько-то, иначе начнем искать нарушения и обойдется дороже.
– Знаю, что существовал такой подход. Но никакого плана по штрафам не существует. И уже разработан новый подход к организации и проведению проверок. К примеру, разные этапы контроля – планирование, сама проверка, составление акта контроля – осуществляют разные инспектора. Да и проверки теперь проводятся не произвольно, а на основе анализа степени риска уклонения от налогов того или иного экономического агента.
Корр.: – Есть ли девиз у начальника Главной государственной налоговой инспекции?
– Налоговый служащий должен служить налогоплательщику! Я сказал об этом на встрече руководителей налоговых служб СНГ. Коллеги отреагировали скептическими улыбками. А я твердо убежден, что такое возможно, мы над этим работаем и постараемся претворить этот принцип в жизнь.
Елена РОЙТБУРД.
«Зеленая линия» Главной государственной налоговой инспекции 080001525 (звонок бесплатный). По этому номеру можно получить консультацию по любым вопросам и сообщить о случаях нарушений.