Уберегите ребенка от страшного шага!
Ежедневно в мире добровольно уходят из жизни около трех тысяч человек! По нашим меркам – два села. В год эта цифра превышает один миллион человек, а к 2020 году количество суицидов в мире возрастет до полутора миллионов.
Самый высокий уровень в расчете на сто тысяч населения в бывших республиках Советского Союза таков: Литва – 31,5, Казахстан – 30, Белоруссия – 25,3. Самый низкий в Азербайджане – 0,6 и в Армении – 1,9. Наша страна примостилась «посередке» – 17,4, что не дает никакого повода даже для осторожного оптимизма, потому что самоубийства в нашей стране происходят в два раза чаще, чем убийства!
И еще: «удачно» завершается только одна из двадцати попыток подросткового суицида, следовательно, потенциальных самоубийц вокруг – множество, а в их числе – подростки, дети, только начинающие жить. Для двадцати шести из них – а именно столько несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством в прошлом году – солнце уже не взойдет. Какие же экстремальные обстоятельства и какой душевный надрыв толкает подростков на столь страшный шаг?
Об этом мы беседуем с доктором медицинских наук, заведующей диспансерным детским отделением Республиканской психиатрической клинической больницы Лидией Степановной Куниковской.
– Лидия Степановна, знаю, что ежедневно к Вам на прием приходят десятки родителей с детьми, которые часто находятся на грани психического срыва. Конечно, что ни ребенок, то особый случай, но нет сомнений в том, что наши умные читатели, познакомившись с конкретными судьбами, сумеют сделать для себя правильные выводы и разглядеть в чужой беде и свою, к счастью, пока не приведшую к трагедии.
– Начну с конкретных примеров. Семья – мама и трое ее детей: девочка и два мальчика, все трое – подростки. Один из них постоянно получал замечания в школе. И каждый раз очень строгая мама, панически боявшаяся того, чтобы ее мальчик не сошел с пути истинного, ругала сына-неслуха. Он все терпел, терпел, молча слушал, но в один день, в его психике произошло «короткое замыкание»: он убежал в сарай и там повесился. И только после случившейся трагедии убитая горем мать вспомнила, что никогда, ни разу не побеседовала с сыном спокойно и доброжелательно и не выслушала его.
Вообще нынешние родители не находят времени для неспешных бесед со своими детьми: все бегом, на ходу: «Уроки сделай», «Гуляй только возле дома», «Посуду вымой», «Я пошла».
У четырнадцатилетней девочки живот все растет и растет, но мама ничего не замечает: занята другими, на ее взгляд, более важными делами. Когда увидела, что происходит с дочерью, была в полном шоке, а четырнадцатилетней маме пришлось оказывать скорую психиатрическую помощь.
– Родители–гастарбайтеры – особая тема для вас?
– По крайней мере, одна из самых актуальных. И хотя сегодня дети могут общаться с родителями-гастарбайтерами по скайпу, от этого их жизнь легче не становится. «Как дела?». «Хорошо». «Смотри мне, слушайся бабушку. Целую». Все! Общение сыночком Ионелом или дочкой Ленуцей закончилось. А в итоге многие гастарбайтерские дети страдают затяжными депрессиями, которые нередко заканчиваются суицидом. Подчеркиваю: именно депрессии являются главной причиной подростковых суицидов.
– Какие же внутренние механизмы «запускают» этот процесс, о чем в такие мгновения думает подросток?
– Своим поступком он хочет наказать близких людей за то, что бросили его. Пусть и им будет так же больно и одиноко, как ему, пусть узнают, что с таким грузом жить невозможно! А о том, что там – «за чертой» – нет ничего, кроме небытия, подростки, как правило, не думают в силу своего возраста.
– Отдельная и вечная тема – неразделенная любовь, так ведь?
– Конечно! Вот один из последних примеров. Ей шестнадцать, ему семнадцать. Счастливы, влюблены, все замечательно, радуются, глядя на них, родители. Но тут юный Дон Жуан встречает другую девочку. В таких случаях покинутые девушки часто демонстрируют истерический вариант поведения, что произошло и в данной ситуации. Покинутая и оскорбленная, она решила «изобразить» суицид, для чего оставила на тумбочке упаковку таблеток, а далее сделала все, чтоб мама успела ее спасти. Все хорошо, что хорошо кончается, но хочу заметить, что во всем, что произошло, виновата мама, мимо внимания которой прошли и переживания дочери, и ее игра в смерть, которая могла не так счастливо закончиться.
– Лидия Степановна, каков Ваш главный совет родителям, дети которых, пребывая в подростковом возрасте, способны на самые непредсказуемые поступки?
– Следовать моему совету совсем несложно, но большинство родителей, к сожалению, к нам далеко не всегда прислушивается.
Напоминаю, что теперь, в отличие от прежних лет, в каждой столичной поликлинике дважды в неделю принимает детский психиатр. Если еще не так давно получить такую консультацию было весьма проблематично, то сегодня – пожалуйста! Приходите с детьми, не получается вместе – зайдите сами к врачу. Не пожалейте своего времени на такой визит! Кто знает: возможно, именно он убережет вашего ребенка от страшного шага!
Беседу вела Майя ИОНКО.