В Молдове горючее дороже, чем в Люксембурге
За девять месяцев минувшего года бензин у нас подорожал на 17,3% и после четырех повышений достиг в мае исторического максимума в 16,6 лея за литр, в то время как его продажи снизились на 6%. Цены на дизельное топливо выросли еще больше: удорожание составило 24,7% и достигло в среднем 14,66 лея за литр. По расчетам экспертов, в Молдове розничная стоимость бензина А-95 без учета налогов на конец I квартала 2011 года составляла 650,8 евро за тонну, в Люксембурге – 641,8 евро, в Ирландии и Словении – 631 евро.
Такие данные приводятся в исследовании «Рынок нефтепродуктов: анализ регламентирования, конкуренции и цен», представленном независимым аналитическим центром «Expert-Grup». Выводы, к которым пришли авторы исследования, неутешительны: в Молдове самые негибкие цены на топливо в регионе. В то же время, цены почти везде одинаковые и изменяются местными конкурентами практически одновременно. Одна из проблем, выявленных в ходе анализа ситуации с нефтепродуктами, – неэффективное регулирование ценообразования. Было установлено, что на самом деле компании позволяют себе включать в стоимость для конечных потребителей многие расходы, которые не имеют ничего общего с их основной деятельностью – на консультирование, на представительство, на уплату процентов по банковским кредитам. К проблемам сектора также отнесли недобросовестную конкуренцию, неправильную корректировку цен на топливо, поощрение крупных предприятий в ущерб малым и продажу топлива по талонам.
Эксперты считают слишком суровыми требования к нефтекомпаниям, согласно которым площадь хранения запасов топлива должна быть не менее 5 тыс. кубометров, а минимальный размер собственного капитала – 8 млн леев. Это ведет к высокому уровню концентрации на рынке, в частности, на рынке розничной торговли. Ведь сегодня самыми крупными импортерами нефтепродуктов являются «Lukoil Moldova», «Tirex Petrol», «Rompetrol Moldova» и «Bemol Trading», которые обеспечивают более 80% потребностей рынка в бензине и 73% – в дизтопливе. При этом лицензия для работы на молдавском рынке нефтепродуктов позволяет импортерам заниматься одновременно и розничной торговлей. В то же время компании, специализирующиеся на рознице, вынуждены закупать топливо у своих прямых конкурентов. И это явная дискриминация.
«Молдавские компании неохотно идут на снижение стоимости нефтепродуктов, когда снижаются котировки на международных биржах, при этом, очень быстро реагируют на повышение стоимости нефти. Когда на международном рынке цены идут вниз, молдавские импортеры не спешат удешевлять продукцию под предлогом того, что надо продать запасы более дорогого горючего. Это неадекватное отношение нефтекомпаний к внешним колебаниям вызвано недостатками нормативного механизма, конкурентной среды, а также чрезмерного политического давления», – считает автор исследования Адриан ЛУПУШОР. По его словам, такой подход импортеров позволяет им добиваться прибылей при удешевлении нефтепродуктов на биржах.
В Национальном агентстве по регулированию в энергетике, однако, ничего страшного в дорогом горючем не видят. Анатолий САРАКУЦА, начальник аудиторского отдела НАРЭ, заявил: «Почему бензин в Молдове должен быть дешевле, чем в среднем по Европе? У нас что, есть свой бензин?». Своего бензина у нас, конечно, нет. Но ведь и того уровня жизни, который есть у европейцев, у нас нет тоже. А любое колебание в сторону повышения цены на бензин, дизельное топливо или сжиженный газ – это двойной удар: как по населению, приобретающему горючее на заправках, так и по экономическим агентам, в частности, сельхозпроизводителям, так как это сказывается на стоимости продукции. Но эта проблема господ из НАРЭ с их многотысячными зарплатами, судя по всему, совершенно не волнует. Агентство, по словам его генерального директора Виктора ПАРЛИКОВА, следит лишь, чтобы прибыль компаний не превышала 10% и чтобы они не включали в цену топлива инвестиции в строительство автозаправок и в хранение запасов горючего. Впрочем, механизм ценообразования, считают эксперты, у нас настолько непрозрачен, что импортеры включают в стоимость для конечного потребителя что угодно.
До сих пор Национальному агентству по защите конкуренции так и не удалось обеспечить прозрачность работы игроков рынка горюче-смазочных материалов. В 2010 году агентство установило, что представители компаний-импортеров нефтепродуктов вступили в картельный сговор и установили розничные цены на одинаковом уровне. Однако юристы агентства не смогли доказать факт сговора, и суд встал на сторону импортеров.
Получается, что цены на топливо – личное дело импортеров, и никто им не указ. Или они столь свободны в своих действиях, потому что чувствуют за спиной чью-то ну очень мощную поддержку? И бензин у нас и дальше будет дороже, чем в Люксембурге. А вот когда мы догоним граждан герцогства по уровню жизни?
Елена РОЙБУРД.