А местную власть – в утиль?
Дабы местным советам, а заодно и сельским жителям наше нынешнее бытие не показалось малиной, а также для того, чтоб напомнить народу, кто в доме хозяин, в последние дни уходящего года, а именно 22 декабря, альянс решил изменить действующее законодательство и лишить местную власть права самой решать вопрос о том, следует ли закрывать в конкретном населенном пункте школу или же необходимо приложить все усилия для ее сохранения.
Переведем часы назад и напомним читателям о сути вопроса.
В начале июня 2011 года альянс в лице премьер-министра клятвенно пообещал Его Величеству МВФ еще до конца прошлого года закрыть 211 сельских школ. И выполнил бы свое обещание, потому как не может ни в чем отказать Хозяину. Но местные власти, в силу своей наивности не понимающие всего величия МВФ, посмели ослушаться, в результате чего 25 примэрий, в том числе и Тараклийский район полностью, вышли из проекта и закрывать сельские школы не стали.
Ах, какой же был скандал, ну какой же был скандал! А какую выволочку от МВФ получили и альянс, и лично премьер-министр, – словами не передать. Тогда власть промолчала и сделала вид, что считается с Законом о местном самоуправлении, потому как местные власти и впрямь действовали в полном соответствии с данным законом. Промолчать-то помолчала, но затаилась. А 22 декабря, как уже было сказано, правящим большинством парламента было решено изменить законодательство таким образом, чтобы отобрать у местных властей право самостоятельно решать вопрос о закрытии или сохранении школ. Теперь такими полномочиями наделяются местные власти второго уровня, то есть райсоветы, которые, по мнению правящего альянса, не могут сметь свое суждение иметь и потому станут безропотно штамповать нужные решения.
А вот как оценивают данную новацию граждане на местах.
Тамара ВЫЛКУ, директор школы села Клокочений Векь Глодянсколго района:
– Можно только удивляться недальновидности и равнодушию власти к судьбам собственного народа и особенно юного поколения. Кто же лучше местной власти знает об истинном положении дел в каждом селе и в каждой сельской школе? Неужели райсовету из его «далека» все виднее? Хотя наш местный совет не дал своего согласия на закрытие школы, где я работаю директором, тем не менее с нашим мнением никто не посчитался и никто не учел прошлых горьких уроков.
Дело в том, что дорога из нашего села в окружную школу в Болотино, куда 10 километров пути, очень опасна, она пролегает через лес. Несколько лет назад случилась трагедия: одна наша ученица самостоятельно отправилась на занятия через тот самый лес, где была изнасилована и убита.
Как курсируют школьные автобусы – известно, и кто даст гарантию, что дети не станут добираться в школу пешком?
Пользуясь случаем, хочу высказать свое мнение еще об одной «инициативе» правительства, согласно которой теперь контракт с учителем-пенсионером может быть расторгнут в любое время – по желанию власти. А ее «аргументы» просто смешны: мол, надо давать дорогу молодым педагогам. А молодежь желает работать в сельской школе? К примеру, у меня в этом учебном году работает всего один молодой педагог, хотя вакансий куда больше.
Геннадий МОРКОВ, I секретарь Дрокиевского райкома партии, депутат парламента от фракции ПКРМ:
– Принятие такого закона есть прямое нарушение всех правовых норм. Не удивлюсь, если альянс примет решение о ликвидации самой местной власти: если МВФ того потребует, руководство альянса пойдет и на этот шаг.
И хотя в нашем райсовете у ПКРМ нет большинства – нам не хватает для этого всего одного голоса, я практически не сомневаюсь в том, что и у представителей альянса не поднимется рука голосовать за уничтожение школ.
Возмущает и поражает полнейшая «бесхребетность» нынешней власти, послушно выполняющей все прихоти МВФ. Народ прав: нынче Молдова находится под внешним управлением. Так о какой независимости можно говорить?
Максим БОЛГАР, председатель фракции ПКРМ в муниципальном совете Комрата, преподаватель Комратского университета:
– У педагогического корпуса Гагаузии, как и у абсолютного большинства граждан нашего региона, отношение к оптимизации, а другими словами, к уничтожению сельских школ, крайне отрицательное. И потому вполне понятно, почему далеко не в каждом населенном пункте примэрия и сельский сход дают согласие на закрытие школ. Зная об этом и понимая, что местные власти, согласно Закону о местном самоуправлении, имеют полное право выйти из данного проекта, правительство и парламент пошли на беспрецедентное нарушение закона и практически отменили его, тем самым лишив местные власти их законного права самим решать судьбы детей. Это возмутительно, но и удивляться в данном случае нечему. Так как господину Формузалу только при финансовой поддержке Филата удалось создать партию регионов, то вполне понятно, что его согласие на данный противозаконный акт и есть ответная благодарность премьер-министру. Одним словом, рука руку моет.
Я убежден, что местные власти вправе отказаться от столь варварского подхода к сельским школам. Правда, при этом нельзя сбрасывать со счетов и то, что при нынешнем правовом беспределе высшая власть их и спрашивать ни о чем подобном не станет.
При такой-то постановке вопроса может случиться такое, что отменят и саму местную власть – чтоб не мешала выполнять указания «сверху».
Кроме этой новости, учителей, учащихся, родителей и, конечно же, местную власть в канун 2012-го года ждали и другие, не менее неожиданные и дискриминационные новости. Но о них – в следующий раз: «хорошего» – понемножку, тем более в самом начале нового года.
Майя ИОНКО.