Какой урок преподали нам политики, указывая перстом на Игоря Гросу
Невзирая на теоретическую возможность социалистов выдвинуть своего кандидата в премьеры перед падением занавеса, стал ясен как божий день конец разыгрываемой молдавским политическим классом трагикомической пьесы под названием «Назначение правительства или внеочередные парламентские…». Выбор стать во главе нового правительства пал на представителя Партии Действия и Солидарности, ближайшего друга и соратника нашего президента, 49-летнего депутата Игоря Гросу. Кроме Партии социалистов и хранящей по этому поводу до сих пор молчание Партии «Шор», все парламентские и почти все непарламентские партии согласны с этой опцией. Какой урок преподносит нам политический класс своим выбором?
Вероятно, многие политические наблюдатели согласятся с тем, что из четырёх кандидатов, выдвинутых за время предусмотренного Конституцией срока – Игоря Гросу, Владимира Головатюка, Натальи Гаврилицэ и Марианны Дурлештяну – последняя удовлетворяет большинство требований к образцовому премьеру как специалист и опытный служащий, как в государственном секторе, так и международных финансовых организациях. Кроме того, социалисты выдвигали её на высокую должность как технократа, политически нейтрального претендента с долей, конечно, известной относительности, так как никто не отменял подотчетность премьера парламентскому большинству. Несомненно, Дурлештяну пользуется до сих пор и определенной народной поддержкой.
Президент отклонила Дурлештяну с порога, долго не задумываясь. Жест Майи Санду объяснялся, конечно, её железным планом внеочередных парламентских выборов, но, согласно политическим аналитикам, не чужды были ей и некие соображения женской ревности. Такая удачная, с многих точек зрения, кандидатура не привела в восторг и наш политический класс. Причина тут не в тяжёлом упреке, что, мол, Дурлештяну «социалистка» и все равно не сможет открыть внешнее финансирование, хотя у неё как бывшего министра финансов и старшего банкира ЕБРР сохранились немало связей в западных банковских и правительственных кругах. Наш политический класс ведёт себя часто, как старая стерва: ни сам не гам, ни другому не дам. То есть, ни себе ни людям.
Но все впечатления о прекрасных деловых и человеческих качествах Марианны – дело уже далёкого прошлого, так как дама взяла самоотвод, не выдержав давления политического класса, который пустил в ход подлый, но безошибочный и эффективный приём: смешал кандидата с грязью, содранной с биографии ПСРМ и Партии «Шор». К случаю Дурлештяну применимы две мудрости: «И один в поле воин» и «С кем поведешься – у того и наберешься». Мы как известные совки и представители неистребимого балканского менталитета выбрали вторую. В общем, Марианна пала жертвой лживой пропаганды или, как рассудили некоторые политики, блестящей операции аккредитованных в Кишинёве западных посольств.
Итак, политический класс, точнее, его главные политические актеры, сделали выбор между прекрасным и опытным специалистом Дурлештяну и дебютантом в управлении публичными делами такого высокого полёта и склонного к авантюре депутата с взрывным характером Гроссу. Долгая игра Майи Санду в мультяшную принцессу с известной репликой: «ничего я не хочу», а также нагло нарушенные ею положения Конституции, благодаря снисходительному отношению Конституционного суда к женским амбициям, особенно на последнем этапе противостояния с социалистами, измотали последних и подтолкнули их к ряду невыверенных решений.
Теперь ясно, что ПСРМ надо было предлагать на должность премьера не лучшую кандидатуру, а свою, то есть сразу отказаться от Дурлештяну и выдвинуть Головатюка. Так поступила Майя Санду, предлагая на эту должность не просто своего партийного, но близкого человека: сначала подружку, а затем закадычного друга, преданного соратника и слугу. Это и есть урок нашего политического класса, и как ни верти, получается одно и то же. Из двух претендентов на ответственную должность выбирай не лучшего, а своего, учит нас политический класс. Из двух зол выбирай большее, но убеди народ, что оно меньшее.