КСЮШУ В ПРЕЗИДЕНТЫ
Известная телеведущая бросила вызов Владимиру Путину?
«Ксения Собчак президент — это стеб. Арт-проект очень высокого уровня» — под таким заголовком в журнале Glamour было опубликовано интервью с главной светской львицей Российской Федерации, в ходе которого «опытный политик» мадам Собчак впервые не стала отрицать наличие у нее президентских амбиций. Сразу хочу предложить небольшую, но важную поправку. Слово «Арт» в приведенном выше заголовке глубоко неуместно. К искусству проект выдвижения 35-летней эпатажной деятельницы шоу-бизнеса в высшие лидеры второй ядерной державы мира не имеет ровным счетом никакого отношения. Зато он имеет самое прямое отношение к высокой политике. И речь при этом идет не о «политике» в виде местечковых игр в оппозиционной «песочнице», а о политике вполне серьезной. Глубоко абсурдный на первый взгляд лозунг «Ксюшу в президенты!» одинаково идеально укладывается и в планы Кремля, и в ожидания самой Ксении Анатольевны.
Сразу хочу успокоить тех излишне нервных граждан, кто под влиянием прошлогодней победы Дональда Трампа на выборах президента США не может изгнать из глубин своего сознания мысль о том, что немыслимое может случиться и в России. Не может. Президента Ксении Собчак в России не будет никогда и ни при каких обстоятельствах. Это прекрасно понимают все разумно мыслящие люди, в число которых я без всяких скидок отношу и саму Ксению Анатольевну. Да, да, именно так. Ксения Собчак — это вовсе не «накрашенная кукла», как о ней думают отдельные недоброжелатели. Ксения Собчак — это вполне себе зрелый, опытный и тонкий политический игрок, который прекрасно понимает, что именно от нее требуется и какую именно роль ей предстоит сыграть.
«Главное — не победа, а участие» — возможно, во мне нет подлинного спортивного духа, но я всегда считал это знаменитое изречение основоположника современного олимпийского движения барона Пьера де Кубертена утешением для лузеров, тех, кто поучаствовал, но остался с носом. Но вот для кандидата в Президенты РФ на выборах 2018 года Ксении Собчак эти слова являются реальным руководством к действию. Как я уже сказал выше, победы от Ксении Анатольевны никто не ждет. Зато от нее в Кремле ждут участия в предвыборной кампании — участия не для проформы, а подлинного, яростного, без скидок и сантиментов, участия в стиле «Собчак во всей красе».
Наличие в Кремле подобного желания может показаться странным. Обычно на выборах Президента РФ в роли спарринг-партнеров Путина выступают «исключительно опасные конкуренты» вроде вечного Геннадия Андреевича Зюганова или бывшего охранника Жириновского (был на выборах 2004 года такой кандидат в президенты Олег Малышкин, если кто забыл). Но в окружении Путина прекрасно осознают: на выборах 2018 года такой привычный политический ход — или если сформулировать это более точно — такое привычное отсутствие политического хода — не прокатит. Кремлю важно, чтобы Путин не просто выиграл выборы — «просто выигрыш» выборов обеспечен уже сейчас. Кремлю важно, чтобы Путин выиграл ярко и убедительно.
А для этого в нынешних политических обстоятельствах требуется, в свою очередь, два условия. Условие А: Путину нужен яркий и убедительный оппонент из того российского политического лагеря, который условно и за неимением лучшего термина можно назвать либеральным. Условие Б: фамилия этого «яркого и убедительного оппонента» не должна звучать как «Навальный». Разумеется, из этого не стоит делать вывод, что если бы Навального допустили к участию к выборам, у него были бы реальные шансы побороть Путина. Кандидат Навальный, несомненно, набрал бы больше голосов, чем их наберет кандидат Собчак. Но конечный результат выборов от этого бы не изменился. Изменилось бы лишь место Алексея Навального в российской политике. Из человека, на котором висит условный срок, каким он официально является сейчас, Навальный превратился бы в фигуру, заставившую Кремль плясать под свою дудку.
Суть нынешней стратегии власти по отношению к Алексею Навальному очень проста: его пытаются загнать обратно в среду политических маргиналов. Вырваться из этой ловушки Навальный сможет, только если получит право стать официальным кандидатом в президенты. Но теоретическая возможность предоставления ему такого права означала бы для власти полную потерю лица. Навальный — условно осужденный, и это согласно букве закона лишает его права баллотироваться. Навальный видит свою задачу в том, чтобы до смерти напугать власть и заставить ее сделать для него исключение. Однако власть пугаться не собирается. Она собирается нейтрализовать стратегию Навального, подобрав Путину одновременно вполне комфортного и вполне убедительного конкурента из либерального лагеря. Подходящим претендентом на роль такого конкурента и является Ксения Собчак.
Я очень далек от мира гламура и светских тусовок и очень этому рад. Я могу судить о Ксении Собчак только со стороны — с позиции человека, который ни разу в жизни не общался с ней лично. Но вот к каким выводам я уже давно пришел в ее отношении. У Ксении Собчак масса качеств, которые в моих глазах не являются привлекательными. Например, меня всегда поражала ее непонятная готовность влезать в чужую личную жизнь и разбрасываться безапелляционными и даже оскорбительными суждениями. Но при этом Ксения Собчак — блестящий полемист, человек, который реально много знает про политику и историю, человек, который не боится затрагивать темы, к которым другие не подошли бы и на пушечный выстрел. Ксения Собчак — это кто угодно, но только не пустышка.
Такое сочетание отрицательных и положительных качеств — «букет» из несомненной талантливости и «токсичности» в глазах значительной части общества — и делает Собчак очень удобным спарринг-партнером для Путина. Какую выгоду из этой роли может извлечь сама Ксения Анатольевна? Ответ лежит на поверхности. Участие в президентских выборах еще больше повысит «капитализацию» Ксении Собчак как общественно значимой фигуры и деятельницы шоу-бизнеса. Конечно, в глазах Навального и его сторонников она превратится (или уже превратилась) в предательницу — смотри эмоциональное выступление лондонского изгнанника Евгения Чичваркина с посыланием Ксении Анатольевны туда, куда обычно вежливые люди не посылают. Но я подозреваю, что совсем не склонная к рефлексии Ксения Собчак это как-то переживет. Политический шоу-бизнес требует жертв.
Михаил РОСТОВСКИЙ.