«ОБЫЧНЫЙ ПОХОД В КИНО»
Мы собрали истории детей, погибших в торговом центре «Зимняя вишня»
Эти мальчики и девочки больше не придут в детский сад. Не сбегут с уроков на интересный фильм. Не побесятся на перемене, не поедут с родителями на море. В их жизни больше не будет ничего. Потому что эти жизни у них отняли взрослые.
Вся семья Бахаевых — Вячеслав, Ирина (им по 30 лет) с 7-летней Анютой — погибла в страшном пожаре. Ирина работала бухгалтером, муж — инженер-проектировщик.
— Ирина успела позвонить нашей маме, сказала, что они задыхаются и не могут выйти, — рассказывает брат Александр. — Я поехал на место, все время набирал номера Вячеслава, Ирины, но они были недоступны…
Это был обычный воскресный семейный визит в кино, в этом ТЦ Бахаевы были не один раз.
Зато для юных жителей поселка Трещевский, что в Топкинском районе Кемеровской области, поездка была настоящим событием. После окончания третьей четверти родители решили поощрить нескольких ребят за хорошую учебу. В первые дни каникул ребята отправились на экскурсию в областной центр.
Это была поездка одного дня. На экскурсию поехали 7 детей. Это были ученики 5 «А» класса: Настя Смирнова, Вероника Понушкова, Вика Почанкина, Вилена Черникова, Вика Зипунова, а также брат и сестра Курчевские — Таня и Андрей. Сопровождали детей в поездке классный руководитель 5-го класса Оксана Николаевна Евсеева и четверо родителей, среди которых — супруги Сергей и Екатерина Черниковы, Олеся Курчевская.
Преподаватель Евсеева считается в трещевской сельской школе достаточно опытной. Она учитель высшей категории, у нее 26 лет педагогического стажа. Она преподает детям химию, биологию и географию.
— Мы поехали в Кемерово, чтобы отдохнуть в «Зимней вишне», — рассказывает о поездке Оксана Николаевна. — Приехали в Кемерово к 11 утра. Сразу пошли играть в боулинг, потом ребята катались на катке. Мы их покормили в пельменной. И после обеда они решили сходить в кино. Девочки выбрали мультипликационный фильм, сеанс начинался в 14.40. А Андрей Курчевский, который был на год старше девчонок, учился в 6-м классе, пошел смотреть фильм, который начался в 14.50. Кинозалы были на разных этажах.
— Пока дети были на сеансе, вас не было с ними рядом?
— Мы их оставили, но никуда из центра с родителями не ушли, спустились только на первый этаж.
— Вы пытались спасти своих учеников?
— Конечно. Когда мы кинулись наверх, весь второй этаж уже был задымлен. На третий этаж нас просто не пустили. Охранники сказали: «Вы там не сможете находиться без масок и противогазов и попросту погибнете».
Единственный мальчик в группе школьников, Андрей Курчевский, вскоре нашелся.
— Он потом с нами бегал, пытался прорваться на четвертый этаж, — говорит Оксана Евсеева. — Но его, как и нас, остановили. Всех перехватил папа другой девочки, Вилены Черниковой. Он оказался единственным из родителей, кто остался на 4-м этаже. Остальные мамы вместе с учительницей сидели в кафе на 1-м этаже. Благодаря этому мужчине Андрей выжил. Папа Вилены схватил мальчика и выкинул его из окна. Внизу Андрея поймали люди. Смягчили удар. Так что он отделался легкими травмами. А вот все пять девочек погибли.
В пожаре Александр Ананьев потерял трех дочерей. Майе и Ксении было по 11 лет, Валерии — 5. Девочек мужчина проводил до дверей кинозала №2, проследил, как они расселись по местам, а затем, чтобы скоротать время, пошел прогуляться по торговому центру. Александр говорит, что на мультфильм они немножко опоздали, зашли последними. В четыре часа Александр начал подниматься к кинозалу, который располагался на четвертом этаже торгового центра.
— Где-то между вторым и третьим этажами я почувствовал запах горящей проводки и заметил, что люди в спешке покидают верхние этажи. Но звука пожарной сирены не было, и я успокоился. А еще через несколько секунд мне позвонила дочь и прокричала в трубку: «Папа, мне кажется, у нас здесь пожар! Мы не можем выбраться…»
Александр мигом кинулся к кинозалу. На четвертом этаже его встретили охранники.
— Я им говорю: «У меня там дети». А они мне в ответ: «Знаем, эвакуировали пока не всех».
— Охрана центра пыталась кого-то вывести, кому-то помочь?
— Те, что встретились мне, просто стояли около запасного выхода. Возможно, их задача была проследить, чтобы никто из родных не кинулся в кинозал. Но меня они не остановили. Кто-то протянул мне смоченную в воде тряпку, я прислонил ее ко рту и рванул к залу. По коридору распространялся черный дым, и метров через 20 я начал задыхаться…
Мужчина предпринял еще одну попытку прорваться в зал, полностью закутавшись в мокрую тряпку. Но и так не смог дойти до двери.
— Тогда я спустился на пол-этажа и разбил окно. Я хотел образовать тягу, чтобы свежий воздух начал выдувать дым в противоположную сторону. Дым действительно начал уходить. Я принял решение ползти к кинозалу по коридору. Но едва смог продвинуться на 20 метров.
Исчерпав все возможности, Александр побежал вниз за помощью. На лестнице он встретил первый пожарный экипаж.
— Я им сказал, что в кинозале остались дети, что нужно быстрее бежать туда. Пока мы поднимались на 4-й этаж, путь нам преградил какой-то мужчина. Он начал кричать, чтобы все бежали за ним: мол, он знает, где очаг возгорания. И пожарные последовали по его наводке. Я кричал им вслед, что в другой стороне остались дети, что они задохнутся от гари. Но меня не услышали. Я опять побежал вниз за помощью. Встретил еще один отряд. Я попросил дать мне самоспасатель, чтобы я смог вытащить дочерей из зала. Но мне сказали, что это индивидуальная система, передавать ее кому-либо нельзя.
Потом, вспоминает мужчина, всех посторонних начала теснить полиция. Люди рвались в здание, чтобы вытащить детей, но никого уже не пускали.
— Мы пытались подсказать сотрудникам, где пожарные выходы, как лучше дойти до кинозала. Но нас не слушали. Вместо этого они подогнали вышку и начали заливать здание сверху. А наши дети находились в этом бетонном кубе почти без окон…
В кемеровской гимназии №17 скорбят о педагоге Татьяне Дарсалия, которая погибла во время пожара в торгово- развлекательном центре «Зимняя вишня».
— Татьяна Викторовна была одной из самых любимых моих учительниц, — говорит Олег. — Я раньше недолюбливал уроки английского языка. А она пришла и сумела заинтересовать своим предметом. Уроки проводила в игровой форме. Когда звучал звонок, мы все сожалели, что урок закончился. Нам будет ее очень не хватать…
Как удалось выяснить «МК», Татьяна Викторовна вела уроки как английского, так и немецкого языка. Раньше работала в кемеровской школе №6, а потом перешла преподавать в гимназию, где училась ее дочь Эля.
По рассказам учеников, в воскресный день она отправилась с 14-летней дочерью Элей в ТЦ «Зимняя вишня» отдохнуть.
— Когда поднялась паника, Татьяна Викторовна вытолкнула свою дочь из здания. Когда услышала, что наверху в кинотеатре остались дети, преподаватель вернулась, чтобы помочь выбраться им с верхних этажей. Там и осталась, — рассказывает Полина. — Эля была ее единственной дочерью.
28-летний Антон Мухин повел в кино своего пятилетнего сына Ратибора. В списках пропавших без вести напротив фамилии мальчика долго стояла пометка «жив». Родные надеялись, что ребенку каким-то чудом удалось выбраться из объятого пламенем центра, искали его по больницам. Но чуда не произошло: в понедельник утром мама мальчика, Екатерина, опознала и сына, и мужа.
Десятилетний Артемий Иванчик был в кино со своим другом. Оба не выбрались.
— Дети оказались запертыми в задымленном зале, — плачет в телефонную трубку мама Артемия Ирина. — Взрослые люди бежали, бросая своих детей, чтобы выжить. Я всю ночь искала сына…
В злополучном кинотеатре погиб Игорь Тесленко с 8-летней дочкой Ариной. Игорь — воскресный папа: развелся с женой, но дочку не забывал.
— Игорь повел Арину в кинотеатр, потому что девочка давно просила, — рассказывают друзья семьи. — Бывшая жена Елена со вторым ребенком осталась дома. Она, конечно, тяжело переносит трагедию.
Надежда Николаевна Вострикова в воскресенье потеряла почти всю семью — 23- летнюю дочь Алену Сабадаш, 30-летнюю невестку Елену Вострикову и троих внуков — 7-летнюю Анну, 5-летнего Артема, 2-летнего Романа.
— Они часто ходили в этот кинотеатр… пошли в воскресенье за своей смертью. Для малыша Ромы это был первый поход в кино. И хоть бы я что почувствовала, что в тот день лучше остаться дома. Ведь раньше обладала подобной интуицией, — убивается Надежда Николаевна.
— Как узнали о трагедии?
— Да я до последней минуты была на связи с Аленой. Она позвонила около 16.00 — крикнула в трубку, что отключили свет, они горят. Я помчалась туда, оставив все дела, за 3 минуты доехала. Пыталась пробраться, просила выпустить родных. Долго, на мой взгляд, копались экстренные службы. Алена успела и папе позвонить — ему она сказала, что умирает. А мне она звонила два раза, потом стала недоступна…
Репортеры «МК».