«Летучая мышь» как символ надёжности
Лучший производитель компьютерного софта в Молдове празднует победу и… ищет программистов
В начале июня очередного «Золотого Меркурия» (на сей развноминации «Экспорт») удостоилась компания Ritlabs – создатель единственного отечественного по-настоящему международного бренда в области программного обеспечения.
Полагаем, название «The Bat!» известно ныне большинству даже самых малопродвинутых компьютерных пользователей фактически по всему миру. Начиная с 1998 года Ritlabs отправила свою программу – почтовый клиент конечным потребителям в 191 стране на 18 языках. И коль скоро Торгово-промышленная палата РМ позиционирует свой конкурс как «тестирование конкурентоспособности молдавских товаров и услуг», ей трудно было найти более достойного номинанта…
Без посторонних глаз
Вообще же, молдавская фирма, сумевшая самостоятельно разработать и внедрить продукт – от изначальной идеи до массовых продаж – в такой высокоинтеллектуальной сфере, как написание компьютерного софта, вполне может считаться феноменом, подлежащим изучению. Тем любопытнее факт, что три человека, создававшие в конце девяностых Ritlabs, ни о каких международных масштабах не помышляли. Как утверждает директор компании Максим Масютин, поначалу всё делали «для себя»:
«Я тогда был просто школьником, увлекавшимся программированием. Мы с друзьями писали разнообразный софт исключительно для личного использования. Если что-то получалось удачным – обменивались продуктами с другими такими же энтузиастами-одиночками. В то время мы совсем не видели свои программы, так сказать, коммерчески ориентированными. Но когда «The Bat!» стала вдруг набирать популярность, пришлось в итоге задуматься о «взрослой» организации производства…».
Уже в середине нулевых «коммерчески не ориентированная» «The Bat!» стала почтовой программой №1 в СНГ, Европе и США. Она и по сей день лучше всего продаётся в России, Германии, Польше, Северной Америке. При этом Ritlabs каким-то образом избежала соблазна, не став «клепать» разнообразный софт для всего на свете, а сосредоточилась на эволюционном развитии, скрупулёзном совершенствовании свой «Летучей мыши». И сегодня у компании, по сути, всего три продукта: «The Bat!» – клиент электронной почты, «BatPost» – почтовый сервер для Windows и «The Bat! Voyager» – портативный вариант программы.
Продукт Ritlabs особенно популярен не столько у домашних юзеров, сколько в разного рода государственных организациях, финансовых и бизнес-структурах, в силовых ведомствах. Здесь, видимо, на программу работает её легендарная надёжность.
«Главные преимущества «The Bat!» начинают раскрываться тогда, когда вы получаете и отсылаете от ста и выше электронных писем ежедневно. Собственно, мы привычно характеризуем программу двумя словами – «эффективность и надёжность». Второй аспект, разумеется, всегда крайне важен для корпоративных клиентов.
Объясню просто. Существует, например, такая крайне чувствительная область информации, как персональные данные. Представьте себе фирму, в которой бухгалтер отправляет в соседний кабинет директору с помощью, скажем, распространённой браузерной почтовой программы некую документацию. Которая, понятно, остаётся на серверах, где она может быть подвержена самым разным уязвимостям. И всё это легко становится крайне серьёзной проблемой с точки зрения коммерческой тайны, условий контрактов, требований законодательства о защите персональных данных, личной безопасности, наконец. А «The Bat!» эту проблему устраняет полностью, позволяя обмениваться данными напрямую между двумя серверами, без выхода в общедоступную сеть.
Объективно, наш продукт долгое время был единственным, предлагающим такой уровень конфиденциальности. Сегодня к нам «подтягиваются» некоторые конкуренты, но и мы стоять на месте отнюдь не намерены…», – рассказывает Максим Масютин.
Ritlabs готовится к рывку
Когда мы, желая удовлетворить своё праздное любопытство, поинтересовались у директора Ritlabs размером ежемесячной зарплаты программистов компании, он назвал чудовищную по молдавским меркам сумму – 2000 евро. Говорит, по-другому нельзя:
«Программисты сегодня, возможно, самая востребованная профессия в мире. При этом, профессия очень «мобильная» – специалисты отрасли часто работают удалённо, легко переезжают из страны в страну. Соответственно и мы должны платить программистам по международным меркам…
Справедливости ради замечу, что и у других работников Ritlabs зарплата несколько выше, чем в среднем по молдавскому рынку труда».
И тут выясняется одна странная вещь. Ritlabs, у которой в штате никогда не работало больше четырёх-пяти программистов одновременно, сегодня испытывает острый дефицит кадров, умеющих профессионально писать компьютерный софт, которым компания готова платить «международную» зарплату.
«Дело в том, что подготовка хорошего программиста по времени сравнима с получением образования врача – минимум пять-семь лет. При этом молодой человек должен быть готов на раннем этапе работать где-нибудь за символическую оплату, чтобы приобрести необходимый опыт, набить руку. А вот как раз этого нынешние молодые программисты не понимают или не хотят, сразу ощущая себя крутыми профи. А если учесть, что профильные факультеты молдавских вузов дают очень мало практических навыков и неудовлетворительный уровень навыков теоретических, вам станут понятны наши затруднения.
Кроме того, давно установлена некоторая особенность – два одинаково подготовленных программиста порой десятикратно могут разниться в смысле производительности труда. А ещё лично мне очень жаль, что в программисты весьма неохотно идут девушки, отличающиеся куда большей усидчивостью, столь необходимой в профессии», – говорит Максим.
Словом, директор Ritlabs ждёт предложений от рынка труда и готов сыграть на патриотических чувствах молодых специалистов: в конце концов, мало кто в Молдове сегодня производит полностью «домашний» продукт, не отдавая при этом львиную часть прибыли иностранным головным офисам, как это в основном принято у местных производителей софта.
Сама же компания, по словам Максима Масютина, сегодня взяла некоторую паузу – Ritlabs готовится к новому рывку в эволюции «Летучей мыши».
Павел АНТОНОВ.