Газета "Кишиневские новости"

Политика

КЛУБ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

КЛУБ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ
17 мая
00:00 2017

Количество ядерных держав за последние десятилетия увеличилось почти вдвое

«Северная Корея — это большая проблема для всего мира. И эту проблему мы должны наконец решить. Нынешний статус-кво в Се­верной Корее неприемлем, и Совет Безопас­ности должен ввести дополнительные, более строгие санкции, чтобы противодействовать корейской ядерной программе и программе по изготовлению баллистических ракет». Аме­риканский президент Дональд Трамп, судя по его риторике, настроен весьма решительно в отношении Пхеньяна. В КНДР же настроены не менее решительно — и обещают ответить Соединенным Штатам ударом на удар.

Не поставит ли ситуация на Корейском по­луострове мир на грань атомной войны? Тем более что США и Северная Корея — не един­ственные страны, обладающие оружием мас­сового поражения…

Появление на карте мира еще одной ядерной державы мало кого устраивает. Ни Россию, ни Китай, ни тем более США и их со­юзников. Тем более в таком взрывоопасном регионе, как Корейский полуостров. Неудиви­тельно, что Северная Корея оказывается под огнем критики международного сообщества и под давлением все новых и новых пакетов санкций.

Но для Пхеньяна иметь такое оружие — значит получить какую-никакую гарантию от повторения судьбы, скажем, Ливии или Ирака. Что же касается санкций, то не похоже, чтобы они сказывались на планах КНДР по наращи­ванию своей военной мощи.

В марте 2016 года Ким Чен Ын приказал военному руководству КНДР пересмотреть военную доктрину, чтобы быть готовыми на­нести превентивный удар: «Нам нужно быть готовыми применить ядерные боеголовки в любое время». В то же время, выступая в мае прошлого года на съезде Трудовой партии Кореи, Ким Чен Ын пообещал, что его страна будет выполнять обязательства по нераспро­странению ядерного оружия. И заявил, что КНДР не намерена применять ядерное ору­жие, если не будет прямой угрозы суверени­тету страны.

«Что позволено Юпитеру, не позволено быку» — гласит древняя формула. В совре­менном мире роль быка выпадает КНДР и другим странам, которые на Западе относят к разряду «изгоев». А что же до Юпитера XXI века?

Если 44-й президент США Барак Обама делился с публикой своими благодушными мечтами о безъядерном мире (что не мешало ему же выступать с предложением потратить около 1 трлн долларов за 30 лет на полное об­новление средств ядерного сдерживания), то его сменщик Дональд Трамп настроен более реалистично: «Это было бы прекрасно, это была бы мечта — ни одной страны с ядерным оружием. Но раз уж оно есть, то мы хотим быть по этой части первыми». А потому, считает хо­зяин Белого дома, надо расширять американ­ский ядерный арсенал и не отставать в этой сфере даже от дружественных стран.

Как известно, Соединенные Штаты стали первой ядерной державой и остаются един­ственной страной, применившей атомные бомбы (бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года).

В мире дефицита ядерного оружия не на­блюдается. Согласно опубликованному в про­шлом году докладу Стокгольмского между­народного института исследований проблем мира (SIPRI), в распоряжении девяти стран (США, Россия, Великобритания, Франция, Ки­тай, Индия, Пакистан, Израиль и КНДР) нахо­дилось около 15 395 единиц ядерного оружия (для сравнения: годом раньше насчитывалось около 15 850 единиц). При этом эксперты счи­тают из упомянутого количества оперативны­ми приблизительно 4120 единиц. Сокращение идет главным образом за счет уменьшения ядерных арсеналов США и России, на общую долю которых приходится более 93% мировых запасов ядерного оружия.

В июне 1968 года Генассамблея ООН одо­брила Договор о нераспространении ядерно­го оружия (ДНЯО), который устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружи­ем, считается то, которое произвело и взор­вало такое оружие или устройство до 1 января 1967 г., — то есть СССР (а ныне Российская Федерация), США, Великобритания, Франция и Китай. Согласно этому акту, каждое из госу­дарств — участников договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно. Также участники обязуются не помогать, не поощрять и не по­буждать какое-либо государство, не облада­ющее ядерным оружием, к производству или приобретению каким-либо иным способом такого оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над ними.

В разные годы ДНЯО подписали все чле­ны «ядерного клуба», а также почти все госу­дарства мира.

Есть, впрочем, и исключения: участни­ками договора не являются Израиль, Индия, Пакистан и КНДР (Пхеньян ратифицировал в свое время ДНЯО, но из-за конфликта с МА­ГАТЭ отозвал свою подпись). А это значит, что состав «ядерного клуба» фактически расши­рился за счет новых членов.

Индия и Пакистан как независимые госу­дарства существуют уже семь десятилетий, и все это время отношения между соседями складываются крайне непросто. Напряжен­ность то и дело выливалась в конфликты, а то и в настоящие войны.

В 1998 году Индия провела термоядер­ное испытание и официально заявила о себе как о ядерной державе. Впрочем, еще раньше, в 1974-м, индийцы на полигоне Покхаран в штате Раджастхан устроили «мирный ядерный взрыв» — первое испытание, произведенное после принятия Договора о нераспростране­нии.

За успехами соседей в ядерной сфере пристально следили и пакистанцы. Еще в 1965 году глава пакистанского правительства Зуль­фикар Али Бхутто пообещал, что если Индия будет развивать ядерную программу, то и его страна будет делать то же самое — «даже если нам ради этого придется питаться травой».

Так что всего дней через десять после ис­пытаний в Индии в мае 1998 года Исламабад объявил о проведении аналогичных действий на полигоне Чагай-Хиллз в провинции Белуд­жистан.

В настоящее время у многих вызывает беспокойство такой аспект: не попадут ли имеющиеся у Пакистана ядерные материа­лы в руки экстремистски настроенных эле­ментов? В Исламабаде успокаивают: все под строжайшим контролем.

Долгое время Запад подозревал (а кое- кто подозревает по-прежнему, не говоря уж об Израиле!) в ядерных амбициях Иран. Правда, Тегеран всячески отрицал наличие таких устремлений, заявляя о развитии лишь мирного атома. Тем более что иранцы подпи­сали Договор о нераспространении. Но по­дозрения со стороны Запада, похоже, были не совсем безосновательными. В конце 2015 года Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) утверждало, что Иран вел скоординированную работу, касающуюся создания собственного ядерного оружия, как минимум до 2003 года. Правда, согласно этим выводам, иранские ученые не ушли дальше теоретических исследований и проведения некоторой технологической подготовки. А после 2009 года исследования Ирана в этой области прекратились.

Долгое время по поводу ядерной про­граммы велись трудные переговоры между Ираном и «шестеркой» (Россия, США, Бри­тания, Франция, Китай, Германия). В конце концов, в 2015 году было достигнуто согла­шение: Тегеран отказывается от обогащения урана, а международное сообщество снимает с него санкции. Но пришедший в Белый дом Дональд Трамп к наследию Обамы относится с предубеждением, в том числе и касательно договоренностей с Тегераном. «Это худшая сделка всех времен», — уверял Трамп. А по­тому недавно президент США распорядился провести пересмотр ядерной сделки с Ира­ном. Хотя Вашингтон и признает, что Тегеран соблюдает ядерное соглашение 2015 года.

В отличие от Ирана ДНЯО не подписал Израиль. Членство его в «ядерном клубе» — призрачное. Ведь израильтяне официально не подтверждают и не опровергают инфор­мацию о наличии ядерных вооружений. Со­общивший о том, что Израиль занимается ядерными разработками в пустыне Негев, израильский физик Мордехай Вануну был приговорен к 18 годам заключения. Как бы то ни было, по оценкам экспертов, счет единиц израильского ядерного оружия идет на десят­ки (Стокгольмский международный институт исследований проблем мира SIPRI предпо­лагает наличие примерно 80 единиц), а то и на сотни.

А недавно в Интернете разгорелся «фей­ковый» скандал, связанный с Израилем и Па­кистаном, причем скандал, имеющий «атом­ный» характер. На одном из новостных сайтов появилось некорректно процитированное заявление израильского министра обороны Моше Яалона, который будто бы не исключил возможности применения ядерного оружия, если Пакистан присоединится к борьбе с бое­виками в Сирии. В ответ глава пакистанского минобороны Асиф Хаваджа в своем Твиттере отреагировал напоминанием: «Израилю не стоит забывать, что Пакистан тоже ядерная держава». Израильтянам пришлось пояснять, что журналисты приписали их министру, кото­рый и министром сейчас не является, слова, которые тот не говорил.

История вроде пустячная, но заставляю­щая задуматься о том, не слишком ли легко политики грозят друг другу страшным ору­жием…


Считается, что сегодня в мире статус ядерных (как официаль­ный, так и неофициальный) имеют около десятка стран. Статус официальных ядерных держав имеют США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан и Се­верная Корея.

ИЗРАИЛЬ

Первые ядерные испытания предположи­тельно были проведены в 1979 году. Они же были и последними.

На сегодня считается, что Израиль имеет в своем арсенале порядка 400 единиц ядер­ных боезарядов, а также обладает полно­ценным ядерным вооружением — межкон­тинентальными баллистическими ракетами (МБР), самолетами, флотом, — способным доставить боеголовки в различные точки земного шара. Израиль подписал Договор о запрете ядерных испытаний.

СЕВЕРНАЯ КОРЕЯ

Считается, что у КНДР сейчас имеется не более двух действующих атомных реакто­ров. Ее ядерный арсенал — предположи­тельно не менее 10 единиц. Договор о за­прете испытаний КНДР не подписан.

ИНДИЯ

Считается, что ядерный арсенал Индии на сегодня составляет от 40 до 95 единиц. Кроме того, страна обладает серьезными возможностями по его доставке. В основ­ном это самолеты, надводные корабли, а также ядерные подлодки, строительство которых в данный момент находится в за­вершающей стадии.

Договор о запрете испытаний Индией не подписан.

ПАКИСТАН

На сегодня Пакистан предположительно имеет от 70 до 90 ядерных боезарядов. Кроме того, в ВВС этой страны есть две эскадрильи Nanchang A-5C, способных по воздуху доставить ядерные боеголовки.

Договор о запрете испытаний Пакистаном не подписан.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Имеет официальный ядерный статус.

Заключив с США Договор о взаимной обо­роне от 1958 года, Великобритания плотно сотрудничает с Вашингтоном в области ядерных вооружений. Имеет ядерный ар­сенал, насчитывающий более чем 225 еди­ниц. Ратифицировала Договор о запрете испытаний и Договор о нераспространении ЯО.

ФРАНЦИЯ

Официально признанная ядерная держа­ва.

Сегодня в своем ядерном арсенале Фран­ция имеет около 300 единиц ядерного ору­жия. Страна ратифицировала Договор о запрете испытаний и является членом До­говора о нераспространении ЯО.

КИТАЙ

Официальная ядерная держава.

На сегодня обладает более чем 240 едини­цами ядерного оружия. При этом Китай — единственная страна, которая дала гаран­тии безопасности всем государствам, не обладающим ядерным арсеналом. Также Пекином был подписан Договор о запрете испытаний.

РОССИЯ

Является официальной ядерной держа­вой.

По состоянию на 1 января 2017 года в со­ставе Стратегических ядерных сил России находится 1796 ядерных боезарядов на 508 развернутых стратегических носителях; об­щее же количество носителей, развернутых и неразвернутых, составляет 847 единиц.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Имеют официальный статус самой крупной в мире ядерной державы.

На сегодня размер ядерного арсенала США составляет 5113 единиц. И планы Пентаго­на, недавно представленные Конгрессу США, предполагают серьезную его модер­низацию, а также модернизацию и созда­ние новых, современных носителей. По предварительным подсчетам, на эти цели в течение ближайших 25–30 лет планируется потратить от $700 млрд до $1 трлн. Только в 2017 году на модернизацию ядерного по­тенциала планируется выделить около $16 млрд. В дальнейшем вливания предлагает­ся существенно увеличить.

Андрей ЯШЛАВСКИЙ, Олег БОЖОВ.

 

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,24+0,37%
EUR19,05+0,08%
GBP22,90+0,08%
UAH0,44–0,10%
RON3,83+0,08%
RUB0,18–1,87%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив