Андрей Нэстасе: «В честной борьбе у Демократической партии шансов нет»
Полтора года назад в Молдове начали проявляться первые признаки зарождения настоящего гражданского общества. Десятки тысяч людей, доведённых до отчаянья наглостью откровенно клептократической молдавской власти, стали, наконец, выходить на улицы, чтобы заявить о своих правах. Просто напомнить, что страна, по Конституции, принадлежит народу, на не кучке “проевропейских” демагогов. Этот стихийный и абсолютно здоровый общественный порыв выдвинул нескольких ярких лидеров. Один из них – несомненно, Андрей Нэстасе, известный прежде лишь в узких кругах профессиональных юристов.
Сегодня господин Нэстасе отвечает на вопросы корреспондента «МК-Молдова» в качестве главы оппозиционной правоцентристской партии, в которую трансформировалась Гражданская платфома “Достоинство и правда”.
– Расскажите, пожалуйста, о судебной тяжбе с мэрией по поводу функционирования «Городка свободы». Как долго он будет существовать, на какой срок подана заявка в примэрию?
– Заявка на протест на Площади Великого национального собрания подана до конца года. С юридической точки зрения претензии примэрии абсолютно не обоснованы. Они наконец-то сподобились начать ремонт центрального проспекта – и мы пошли на сотрудничество, согласившись временно перенести Городок свободы с проезжей части на тротуар. Изначально этот вариант примэрию устраивал. Но потом Плахотнюк дёрнул Гимпу за верёвочку, и сейчас этот горе-политик через племянника-примара пытается доказать, что мы мешаем ремонтным работам даже с тротуара. Словом, поставлена задача хоть на время, но эвакуировать наш Городок. Сейчас мы находимся в фазе судебного разбирательства.
– Телеканалы Плахотнюка плотно увязывают Платформу ДА и «беглых преступных олигархов Цопа». Помогают ли они партии и если да, то в какой форме? И в целом, на чьей стороне сегодня симпатии молдавского бизнеса, или он существует вне политики?
– Вот уже несколько месяцев медиа-холдинг Плахотнюка льет нескончаемые потоки грязи и лжи в наш адрес. А в последнее время этот рупор лживой геббельсовской пропаганды всем, кто выходит с разоблачениями и критикой режима, клеит ярлык «людей Цоп». Вот недавно в этот список попала и журналистка Наталья Морарь, которая просто честно делает свою работу. Наверное, и все те десятки тысяч людей, почувствовавших на своём кармане последствия кражи миллиарда и вышедших на протесты, тоже люди Цоп. И все 94% населения Молдовы, которые по всем опросам терпеть не могут Плахотнюка, тоже договорились с Цопами. Вообще же в словосочетании «беглые олигархи Цопы» верно произнесены только фамилии. Любой читающий человек может открыть словарь политических терминов и прочесть, что олигархом является человек, имеющий большое влияние на политическое управление, которое используется в его экономических интересах. Ни один из Цоп с 2001 года не имеет никакого политического влияния и не занимается политикой. Беглыми их бы можно было назвать, если бы они жили где-нибудь нелегально. Но оба этих человека уехали в 2010 году в Германию, после того как их через рейдерскую атаку лишили акций, а плахотнюковская юстиция, которой уже давно никто не верит, осудила. Они живут открыто и занимаются бизнесом в Германии, находясь под европейской юрисдикцией уже более 6 лет, и все запросы молдавского министерства юстиции об их выдаче немецкие власти отклоняют. Оба они были моими клиентами в адвокатской практике, как и сотни других людей, пострадавших от нашей отечественной юстиции марки Плахотнюка, которых я защищал и буду защищать и дальше. Ни Виктор, ни Виорел Цопы не имеют никакого отношения к Платформе ДА, в том числе и финансового. Не одного бануца партия от них не получила, как впрочем и от прочего бизнеса. Деловые люди находятся под сильным прессингом нынешнего режима. Все выплаты должны быть открытыми, а значит власть увидит, кто нам помогает. Поэтому никто из бизнесменов, нам симпатизирующих, не решается финансировать партию. А наличными мы не берём. Пока партия функционирует за счёт самофинансирования. Наши активисты сами оплачивают транспортные расходы в территориях и те небольшие объёмы информационных материалов, которые мы распространяем. Даже участники пресс-конференций по их окончанию достают деньги из собственных карманов и оплачивают необходимые расходы. Вот так и живём. Сейчас мы отправили всем, кому можем, наши банковские реквизиты и пытаемся собрать пожертвования от физических лиц, хотя и здесь есть проблема, так как закон ограничивает такие пожертвования размером одной средней зарплатой по экономике.
– Поведайте подробности того, как шли переговоры между правоцентристскими партиями о выдвижении единого кандидата на пост президента.
– Сразу после скандального и очень сомнительного решения Конституционного суда от четвёртого марта, я вышел с заявлением о необходимости выдвижения единого кандидата, который представлял бы все антиолигархические силы, вне зависимости от геополитических предпочтений. По такому пути пошли в Югославии в 2000 году, когда 18 партий абсолютно разных доктрин выдвинули единого умеренно-проевропейского кандидата Коштуницу. Который победил в первом же туре, и режим Милошевича пал. Тогда именно новый президент Сербии во многом обеспечил проведение досрочных парламентских выборов. Так разрешился тяжелейший кризис и сейчас мы все наблюдаем позитивные изменения в бывших югославских республиках.
К сожалению, реакция как проевропейских, так и провосточных партий на моё предложение была очень сдержанной. Некоторые политики сразу же, без обсуждения, отвергли нашу инициативу. Особенно категоричен был бывший «простой премьер-министр» Лянкэ, заявивший, что с левыми он не сядет за стол переговоров. (А с Плахотнюком садился с удовольствием; ездил с ним по Европам, пока шло разграбление банковской системы). С остальными партиями переговоры продолжаются. Все мы были свидетелями того, как за шесть последних лет олигархический режим почти полностью дискредитировал европейскую идею в глазах людей. Число сторонников евроинтеграции уменьшилось с 73% до 40 %. Поэтому, с нашей точки зрения, важно, чтобы единый кандидат мог собрать голоса не только адептов европейского вектора, но и евроскептиков, которые не являются категорическими противниками сближения с Европой, а просто устали видеть, как грабят страну.
– Кто и с какой программой пойдет на первый тур?
-Могу говорить только за нашу партию. Если представитель Платформы ДА будет участвовать в президентских выборах в соответствии с последним решение Национального Совета, то, конечно, мы выдвинем сильную программу по освобождению захваченного государства и проведению кардинальных изменений в стране. Ситуация в республике запущена до предела, и реформы жизненно необходимы. Другой вопрос, что для этого нам нужен совершенно иной парламент – без нынешнего «главного координатора».
Что касается президентской программы, то в двух словах выделю несколько главных задач нашего потенциального кандидата в президенты. Это курс на досрочные парламентские выборы, возвращение украденного миллиарда и привлечение к ответственности всех реально виноватых в «краже века», запуск реформы правоохранительных органов и судебной системы.
– Кто выйдет во второй тур? Насколько тут велики шансы кандидата от Демпартии?
-В честной борьбе и при условии отсутствия политического эгоизма у антиолигархических сил, у кандидата Демократической партии шансов нет. Главная надежда Плахотнюка – это сильное дробление проевропейского электората и фальсификация выборов. Вот почему мы так настаивали на едином кандидате. Тогда даже фальсификация не спасала бы Плахотнюка. Единый кандидат от главных оппозиционных сил выигрывал бы в первом туре. Когда идёт большое число кандидатов, Плахотнюк с помощью массы способов фальсификации, о которых мы недавно подробно проинформировали представителей ОБСЕ, а также при мощной административной, финансовой и медийной поддержке может попытаться протолкнуть своего кандидата во второй тур. А там будет вновь разыграна геополитическая карта, так как по всем опросам во второй тур выйдет кандидат провосточной ориентации, которым скорее всего станет Игорь Додон. Но даже, если кандидат Плахотнюка проиграет во втором туре, то тоже неплохо для него. Выиграет пророссийский кандидат и устрашение Запада русским танками продолжится. Плахотнюк будет бить себя в грудь, что вот есть две силы – сила Москвы и я, прозападный политик. Поэтому разрешите мне дальше грабить народ Молдовы и типа бороться с российскими силами. Вот почему очень важно не допустить прохождение кандидата Плахотнюка во второй тур. Его поражение будет началом конца этого мафиозного режима. При этом важно, чтобы во второй тур вышел антиолигархический кандидат, способный максимально объединить общество. Другими словами, кандидат от мафиози Плахотнюка будет кричать только о российской угрозе, забыв об ограбленном народе и русскоязычном электорате. Нужен кандидат, который скажет всем гражданам Республики Молдова, вне зависимости от их этнической принадлежности и геополитических предпочтений, что их всех объединяют общие социально-экономические проблемы, такие как бедность, отсутствие хорошо оплаченных рабочих мест, разорванные семьи, коррупция, неэффективная юстиция и пр. Это проблемы 98 % всего населения нашей страны. Решение их должно стать приоритетом будущей власти.
– Может ли правящая коалиция при неблагоприятных для нее итогах голосования сдать назад, отменить результаты выборов?
– Не существует никакой коалиции. Это просто сборище людей со значками депутатов, которое и близко не отражает результатов голосования 30 ноября 2014 года. Всех их Плахотнюк объединил коррупцией и шантажом. Иначе трудно понять «коалицию» Решетникова с Гимпу. Их функция – послушно поднимать руки и не задавать лишних вопросов. Олигарх прекрасно понимает, чем грозит ему потеря власти. Появление легитимного президента от оппозиции разрушит фундамент правящего ныне режима. Поэтому от Плахотнюка можно ожидать чего угодно.
– Насколько вероятна возможность подтасовки результатов выборов? Как вы вообще оцениваете состав Центральной избирательной комиссии?
– Я уверен, что большая часть нового состава ЦИК проходила отбор в офисе Плахотнюка. И наша партия, и многие представители гражданского общества не раз заявляли, что необходим совершенно другой механизм отбора членов Центральной избирательной комиссии, и её членами в большинстве своём должны быть представители гражданского общества. Очень надеюсь, что это последний состав ЦИК, который контролируется политически. Что касается подтасовок, то, как я уже отметил, в арсенале правящего режима находится очень широкая гамма способов фальсификации. В принципе этот процесс уже начался. Ведь манипуляция общественным мнением – это серьёзная фальсификация. Мы это видели в 2014 году. Тогда главной темой были русские танки. Сейчас этого уже недостаточно и в ход идёт примитивная медийная мясорубка самого опасного конкурента – Платформы ДА и её лидера. 6 телеканалов, купленных на непонятно как заработанные деньги, с утра до вечера пытаются вбить в мозги замученного нищетой населения, что самая большая проблема в стране не кража миллиардов, а то куда едет Нэстасе и где он покупает продукты. Эта пропаганда перешла все возможные этические границы и бьёт по самому святому – моей семье, моей матери. Мы представили ОБСЕ примеры методов фальсификации выборов. Здесь и количество избирателей, превышающее реальное число жителей страны, и десятки тысяч «мёртвых душ» в списках, и электоральная коррупция посредством раздачи гречки, риса, сахара и, чего греха таить, алкоголя, и «карусели» на участках, и софт ЦИКа, который включается и даёт сбои, когда этого хочет председатель комиссии. И множество других методов. Если и на этот раз будут использованы фальсификации, станем звать народ на массовые протесты и акции неповиновения.
-Играет ли на стороне правящей коалиции Конституционный суд?
-Без этого учреждения у Плахотнюка сейчас не было бы так называемой коалиции. Вообще, за время мандата нынешнего Конституционного суда посредством его решений, мне кажется, написана вторая Конституция. Все самые важные политические решения как бы независимый орган принимает в пользу Плахотнюка.
-У президента довольно ограниченный круг полномочий. Сможет ли новый глава государства что-то изменить в политической картине страны?
-У Президента достаточно полномочий для того, чтобы начать освобождение государства «сверху». У главы страны мало рычагов для социально-экономических реформ, но в остальных сферах президент может серьёзно влиять на ситуацию. Он – верховный главнокомандующий и председатель Высшего Совета Безопасности. Президент назначает Генерального Прокурора, руководство СИБа, судей, Председателя реформированного Центра неподкупности, Председателя КСТР (если новый аудиовизуальный кодекс в ближайшее время будет утверждён). Глава государства предлагает кандидатуру премьер-министра. Он может выходить с обращением к народу и участвовать в заседаниях парламента. В его полномочиях инициировать референдум по любому вопросу. Например, по отмене закона о выплате гражданами украденного миллиарда. Но самое главное – он будет избран всем народом и сместить его можно будет лишь в результате референдума.
-Как вы относитесь к идее досрочных парламентских выборов? Есть ли у Платформы ДА свой теневой кабинет министров, готовы ли вы уже завтра взять власть в свои руки? Если да, то, какие шаги предпримете в первую очередь?
-Думаю, что ответ на этот вопрос есть во всём, сказанном выше. Мы выступаем за досрочные парламентские выборы. Народ Молдовы не выдержит ещё двух с половиной лет правления этого режима. Страна находится на грани экономического коллапса. Ежедневно 106 человек покидают ее пределы. На одного пенсионера приходится один плательщик социальных взносов. Бюджет социального страхования фактически пуст и без поддержки из госказны, даже эти мизерные пенсии, не покрывающие в среднем и 70 % прожиточного минимума, не могут быть выплачены.
Без радикальной смены политического класса нас в ближайшее время ожидает социально-экономическая катастрофа. В этих тяжёлых условиях Платформа ДА готова взять на себя ответственность за положение дел в стране. Если проявить политическую волю и хотя бы в ближайшие два-три года пресечь воровство и коррупцию, пересажать мздоимцев, то ситуация начнёт меняться. Молдову следует трансформировать по стандартам ЕС. Необходимо прекратить пустую болтовню о евроинтеграции и создавать комфортные условия, схожие с европейскими, дабы вернуть максимальное число гастербайтеров домой, воссоединить семьи и спасти молдавские сёла.
У нас есть чёткое представление о том, как изменить молдавскую экономику через деофшоризацию, демонополизацию, дебюрократизацию и децентрализацию. Знаем, как реформировать юстицию и бороться с коррупцией. У нас в команде много хороших специалистов, за которых стране не будет стыдно, и из которых можно сформировать не одно, а несколько правительств.
Александр БОЦ.