Сидит молдаванин в темнице сырой
Превратим молдавские тюрьмы в публичные библиотеки!
Мы привыкли к тому, что Россию, Румынию и Молдову упоминают вместе, когда говорят об урегулировании приднестровского конфликта или о геополитическом выборе трех стран. Однако нас объединяет не только это. Совет Европы регулярно публикует доклады, посвященные состоянию тюрем в разных государствах. Так вот, оказывается, в России, Румынии и Молдове самое строгое пенитенциарное законодательство в Европе. Абсолютное большинство заключенных в наших странах «мотают срок» более 12 месяцев.
В интервью Радио Свободная Европа профессор уголовного права из Швейцарии Марсело Аеби сказал, что молдавские судьи выносят наказания в три раза более суровые, чем их коллеги на Старом континенте. В Румынии на 100 тысяч жителей приходится 140 заключенных, в Республике Молдова это соотношение в полтора раза выше. В России этот показатель составляет 475 человек на 100 тысяч. Марсело Аеби также считает, что в среднем за одни и те же преступления молдавский заключенный пребывает за решеткой в три раза дольше чем француз или итальянец.
Если говорить откровенно, условия содержания наших заключенных и возможность их реабилитации мало чем отличаются от тех, что были в Средневековье. Тем более интересен опыт зарубежных стран. Норвегию с ее Андерсом Брейвиком, которому обязаны приносить по утрам горячий кофе и завтрак, приготовленный на плите, а не в микроволновке, оставим в покое. У Молдовы нет в Северном море нефтяных и газовых месторождений. Зато Кишиневу пригодились бы бразильские наработки. В стране, где много-много диких обезьян, сокращают срок отсидки на 4 дня за одну прочитанную книгу.
Евгений ГОЛЬША.