«Экипаж» победителей
Фильм уроженца Кишинёва вновь бьёт рекорды в прокате
Во вторник в кишинёвском кинотеатре «Patria-Loteanu» прошёл некоммерческий показ нового фильма Николая Лебедева «Экипаж», снятого по мотивам одноимённой картины Александра Митты. Организаторы – Международный медиа- клуб «Формат-А3» – планировали мероприятие как классическую творческую встречу режиссёра с журналистами и киноманами. Однако этот вечер очень быстро превратился в нечто куда более неформальное и, не побоимся этого слова, душевное.
Встреча выпускников
Если кто-то вдруг не знает, Лебедев – уроженец Кишинёва, учился здесь на журфаке, работал здесь в газете. Здесь же делал свои первые шаги на кинематографическом поприще. Потому на кишинёвском показе «Экипажа» добрая половина зрительного зала состояла из: первых наставников Лебедева в кино (а это, например, хорошо известные в Молдове оператор Валерий Чуря и режиссёр Николай Гибу), его университетских однокашников, коллег по первой профессии.Посмотреть картину бывшего ученика пришла даже школьная учительница Лебедева, которой Николай трогательно и галантно преподнёс огромный букет цветов.
Соответственно, изначальный творческий вечер вскоре пропитался расслабленной атмосферой встречи выпускников, с его традиционным рефреном «А ты помнишь?..». И просто бросалось в глаза, насколько большое и искреннее удовольствие от этой ситуации и этого общения получает сам Лебедев. Так что те, кто, возможно, хотел более предметного обсуждения собственно фильма, охотно режиссёра простили.
Мы, в свою очередь, не удержимся от напоминания, что около двух лет назад, когда о лебедевских планах на «Экипаж» ходили ещё только смутные слухи (а фильм существовал лишь в небольшом фанерном макете салона пассажирского самолёта), наша редакция была одной из первых, кто получил от режиссёра официальное подтверждение о начале работы над картиной. Тогда же стало известно, что Лебедев ходил за благословением к самому Митте.
«Я бредил «Экипажем» с детства, этот фильм всегда был одним из основополагающих элементов в моём личном представлении о кинематографическом искусстве. И вдруг мне предлагают этот проект… Да что вы, говорю я, это же как полёт на Марс – мечта прекрасная, но неосуществимая. Однако продюсер Леонид Верещагин, с которым мы делали «Легенду №17», Никита Михалков продолжали настаивать: но вы всё-таки подумайте…
И тогда я оправился прямо к Митте, где-то в глубине души надеясь, что он меня отговорит, освободит от мучительного соблазна. А Александр Наумович, как услышал, прямо подпрыгнул: «Неужели ты собираешься отказаться?! Непременно начинай работать, а я тебе, если будет нужно, помогу…». И всё, я понял, что сил сопротивляться у меня больше нет», – рассказывал Николай, всячески подчёркивая, что снимает никакой не ремейк, а скорее оммаж, посвящение.
В живых и в победителях
Поскольку лебедевский «Экипаж» ещё не появился даже на торрентах, мы рискуем «заспойлерить» сюжет фильма для тех, кто не хочет его знать преждевременно. Беда, впрочем, небольшая, Николай снял всё же не детектив.
Он снял абсолютно мирового уровня и качества блокбастер. И – да, это действительно никакой не ремейк.
У Митты всегда жарче всего в кабине пилотов – по причине крайне запутанных взаимоотношений героев. У Лебедева главный адреналин и экшн – за обшивкой самолёта. Самой зрелищной сцене «Экипажа» образца 2016 года – пересадке пассажиров по тросу с одного самолёта в другой, на высоте трёх километров и скорости в 350 км/ч (и наблюдаемой зрителем в 3D!) – кажется, невозможно найти аналог во всей истории мирового кинематографа. И конечно же, Митте в 1979 году такие технические возможности не снились.
Некоторые критики уже успели отругать Лебедева за «ходульных, плохо прописанных героев». Это они про молодого пилота Гущина (Данила Козловский), за регулярные нарушения правил и инструкций изгнанного из военной и транспортной авиации; про хмурого и педантичного воздушного волка Зинченко (Владимир Машков), у которого лизобдлюдское начальство и сын балбес; про девушку-пилота Кузьмину (АгнеГрудите), перманентно страдающую от сексизма «баба за штурвалом». У лебедевских персонажей вроде бы тоже хронически сложные отношения, но выяснять их просто нет времени. На далёком азиатско-тихоокеанском острове случаются сразу землетрясение и извержение вулкана, от которых нужно спасать людей. Нужно вести самолёт, у которого один двигатель уже сгорел, а другой наполовину забит вулканическим пеплом. В конце концов, нужно сажать борт в Петропавловске-Камчатском, где по воле режиссёра и сценаристов метеоминимум не предполагает вообще никаких посадок…
И пока, кажется, никто не заметил темы, которую Лебедев протянул в «Экипаж» из предыдущей своей картины – «Легенды №17». Темы взаимоотношений учителя и ученика, старшего и младшего, отца и сына. Темы, рискнём предположить, очень важной и очень личной для Николая Лебедева. И с ней он в «Экипаже», надо думать, окончательно расквитался. Как Тарасов признал гениального Харламова, так Зинченко в итоге увидел в сыне не балбеса, а настоящего взрослого мужчину. Так отец Гущина, заслуженный авиаконструктор в замечательном исполнении Сергея Шакурова, вдруг увидел в сыне не хронического неудачника, а «пилота от Бога», у которого «крылья вместо рук».И даже слегка карикатурный злодей, некий депутат-акционер (единственный отрицательный персонаж у Лебедева), которому персонаж Козловского с удовольствием бил морду, признал правоту и моральное превосходство рядовых пилотов.
Засим все лебедевские герои остаются в живых и в победителях. Романтические линии фильма сходятся в ожидаемых точках: красавица-лётчица меняет фамилию на Гущину, стюардесса, ранее утверждавшая что «влюбляется только в пилотов», явно вот-вот отправится под венец со стюардом, из которого вулканическая лава счастливо стёрла все комплексы по поводу «бабской профессии». Полный и окончательный хэппи-энд.
… Как сообщил на днях министр культуры РоссииМединский, фильм- катастрофа «Экипаж» вошел в пятёрку самых кассовых российских фильмов за последние 25 лет. За неполных две недели в прокате картине Лебедева «покорился миллиард»…
Дмитрий Терехов.