ЯСТРЖЕМБСКИЙ РАЗОБЛАЧИЛ ТЕРРОРИСТОВ-БРАКОНЬЕРОВ
Фильм бывшего пресс-секретаря Президента России об убийцах слонов победил на кинофестивале в Нью-Йорке
Фильм — журналистское расследование об убийцах слоноввАфрике, снятый российским политиком и общественным деятелем Сергеем Ястржембским, победил на кинофестивале «Нью- Йорк сити интернейшнл» вноминации «Лучший документальный фильм». Это одна из самых честных и одновременно страшных картин последнего времени. Она о том, кто и почему сегодня убивает около 30 тысяч слонов ежегодно. Подробности — в нашем интервью с бывшим помощником и пресс-секретарем Президента РФ, ныне режиссером Сергеем ЯСТРЖЕМБСКИМ.
— Сергей Владимирович, почему вы решили снимать фильм про африканских слонов? Неужели не нашлось другой, более близкой россиянам темы?
— Я сам охотник (и в этом, кстати, специфика фильма — его сделал человек, который является активным охотником). В первый раз попал в Африку в 1997 году. Охотился тогда в Танзании в самом большом в мире заповеднике дикой природы — в Селусе. Каждый день наблюдал огромное количество слонов. Несколько лет назад я снова приехал туда и за две недели не увидел ни одного слона. Кругом были только черепа и скелеты, а еще огромное количество гиен, которые расплодились из-за дармового слоновьего мяса, брошенного на месте преступления браконьерами. Я был потрясен, осознав масштабы катастрофы, и решил выяснить: кто убивает слонов в таком количестве и почему такая «вспышка» браконьерства наблюдается именно сейчас. Оказалось, каждые 15 минут от рук браконьеров погибает один слон. Тогда и родилась идея фильма. Он, кстати, так и называется в английской версии: «Слоновая кость: история одного преступления». В русской версии фильм называется «Кровавые бивни» (он будет представлен на Московском кинофестивале в июне 2016 года).
— Фильм снимался только в Африке?
— Нет, съемки шли в 30 странах мира с участием 30 операторов. Это совместное производство России, Франции и Кении. Общее количество съемочных дней достигло 265.
— Удалось найти убийц слонов?
— Да, и один из них даже дал большое интервью. Он — бывший командир среднего звена сомалийской террористической группировки «Аш-Шабаб». Между браконьерством и терроризмом в Африке есть связь. Особенно это касается трех запрещенных в России террористических организаций — «Армии сопротивления Господа», «Аш-Шабаба» и «Джанджавида». Они финансируют свою деятельность в том числе непосредственно с помощью продажи слоновой кости. При этом террористы обычно сами убивают слонов и ведут торговлю.
— Как вы уговорили представителя террористической группировки рассказать об этом на камеру?!
— Он сделал это за деньги, а съемки были со спины (в фильме не видно его лица). А вообще мы снимали задержание браконьеров в Кении и Танзании. Сложно было попасть на такие мероприятия: надо было, по сути, жить в тех местах, где промышляют браконьеры.
— Съемочной группе угрожали в процессе расследования?
— Прямых угроз не было, но мы осознавали риски. В Сенегале мы делали интервью с руководителем одного НКО, Шарлоттой Уплин. Это невероятные люди. Они фактически выполняют работу полиции, расследуют преступления против дикой природы, обнаруживают браконьеров и их покровителей, собирают на них материалы и, когда на руках есть неопровержимые доказательства, передают дело в местные органы безопасности и требуют (именно требуют!) арестов. Шарлотта попросила нас выступить в роли «наживки» для преступников. В этом регионе никто нас не знал, так что мы представились покупателями слоновой кости. Мы с оператором встретились с продавцом, приобрели у него некоторое количество браслетов и договорились, что в следующий раз он привезет сразу несколько мешков с изделиями из слоновой кости.
— Все это снималось на видео?
— Да. Мы использовали «шпионские камеры». Того продавца в итоге арестовали, дело дошло до суда. Впервые в Сенегале был суд над торговцем слоновой костью!
— Правда, что вам удалось разговорить браконьера, который убил около 150 слонов?
— Да, это так. Ему всего 25 лет, но он за три года смог убить такое количество слонов. Его арестовывали, но, поскольку в Африке бешеная коррупция, ему удавалось уходить от наказания. В последний раз полицейские его предупредили, что просто убьют при задержании. Когда мы его встретили, он уже работал на стороне властей и активно задерживал своих бывших коллег по цеху.
— Вы выяснили, как перевозят слоновую кость и кто является конечным потребителем?
— Весь транзитный путь мы прошли от начала до конца. В 90 процентах случаев нелегальная слоновая кость попадает в Китай. В этой стране самый большой в мире рынок изделий из контрабандной слоновой кости. Именно ажиотажный спрос китайцев на бивни и породил нынешний всплеск браконьерства в Африке. Надеюсь, что, чем больше людей увидит эту ленту, тем больше появится возможностей остановить массовое убийство слонов. Россиян, уверен, фильм тоже не оставит равнодушными. В конце концов, все мы жители одной планеты.
Ева МЕРКАЧЕВА.