Анатолий Плугару: «Если Филат откроет рот, то до окончательного приговора не доживет»
Экс-глава МНБ уверен: борьбу с коррупцией подменили межклановыми разборками властей
Депутат Парламента Молдовы, глава Министерства национальной безопасности (ныне СИБ), вице-министр иностранных дел полковник Анатолий Плугару на минувшей неделе посетил гостиную «Московского комсомольца». Собирались мы побеседовать о делах специфических, связанных с предстоящим реформированием Службы информации и безопасности. Однако не смогли обойти и другие темы.
– Недавно председатель парламентской комиссии по безопасности, обороне и общественному порядку Вячеслав Унтилэ, член Либеральной партии, представил общественности концепцию реформирования СИБа. Как вы ее оцениваете?
– В такой специфической сфере, прежде чем что-то менять, принято советоваться с людьми, которые в этом что-то понимают. Насколько мне известно, никого из опытных кадров к этой работе не привлекали, моего мнения, кстати, тоже никто не спрашивал. И вообще, в захваченном государстве все, что делает власть, будет нести на себе отпечаток юридической ничтожности. К тому же Унтилэ в области безопасности государства вряд ли может считаться специалистом.
– Помимо того, что СИБ хотят в очередной раз переименовать, депутаты намерены еще ввести новшество, согласно которому все лица, за кем осуществлялась слежка или прослушивание, должны быть проинформированы об этом по окончании соответствующих процедур. Как вам это?
– Если посмотреть со стороны современных требований демократии, то почему бы и нет? Но по большому счету все это фарисейство. Кстати, такое положение уже закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе. И что? Например, за мной, знаю, следили, подслушивали, но никто об этом меня не информировал. Гораздо важнее, чтобы Служба информации и безопасности не выполняла политические заказы временщиков. Лжереформами мы только мешаем СИБу.
– Хуацяо, этнические китайцы, живущие за пределами своей страны, добывают для разведслужб Поднебесной экономическую, техническую и финансовую информацию. А с нашими гастарбайтерами такая работа ведется?
– Так в свое время делали чекисты Дзержинского, так делали во Вторую мировую войну и после. Похожим образом добывали информацию об атомной бомбе. Может быть, и наши ведут соответствующую работу, не знаю. По крайней мере – должны.
– Слышали ли Вы об операции «Туман», якобы разработанной в Кремле, согласно которой российские танки, выдвинувшись из Тирасполя, захватят Кишинев?
– Россия не отреагировала на то, что произошло в Одессе 2 мая 2014 года (поджог Дома профсоюзов), а вы хотите, чтобы она Молдовой занялась!… Хотя Конвенция о предупреждении и пресечении преступлений геноцида и наказании за него, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году, предусматривает немедленное вмешательство. Страны, ее подписавшие, обязаны предотвращать массовые убийства населения и наказывать виновных в этом. У меня есть информация, что в Москве обсуждался вариант ввода спецподразделений в Одессу. Очевидно, что город можно было взять под контроль за 24 часа. Кстати, в полном соответствии с упомянутой Конвенцией. Однако этого не было сделано. Что же касается танков из Тирасполя, то это полная чепуха.
– В публичных выступлениях Вы не раз говорили о том, что Молдову ждет война. Поясните, с кем и из-за чего?
– Сразу исключаем Россию в роли провокатора подобных событий. Организовывать в наших краях какие-то спецмероприятия у нее нет ни желания, ни возможности. Поверьте, за эти годы на те деньги, которые Москва дает Приднестровью, Кремль без труда мог бы сформировать в Кишиневе сотню пророссийских правительств. Войну спровоцируют те, кто посягает на наш нейтралитет. Пока с этой идеей носятся только радикалы Гимпу, Гуцу и им подобные. Но очень скоро об этом могут заговорить многие официальные лица. Хорошо запомнились слова Тимофти, когда к нам 4 декабря 2013 года приехал Госсекретарь США Джон Керри. Наш не слишком разговорчивый президент прямо обратился: «Помогите, спасите от угрозы со стороны России».
У нас уже даже определены места дислокации НАТОвских подразделений, все идет к тому, чтобы они пришли в Молдову. Для тех, кто сейчас наверху, других способов остаться у власти – нет. Если цветные революции сметали тоталитарные режимы в Тунисе или Египте, в РМ предполагается организовать майдан в защиту «проевропейской власти». Тогда-то, без сомнения, придут на защиту «румынские братья». Повторится то, что было в 1918-м. Однако не надо забывать, что, только по официальным данным, у людей на руках около 60 тысяч нарезных стволов. Есть еще и то, что не было сдано после Приднестровского конфликта. Начнется стрельба по НАТОвцам, которым здесь мало кто обрадуется. В Бессарабии стреляли по румынским солдатам вплоть до Татарбунарского восстания. Словом, начнут происходить события, схожие с теми, что мы наблюдаем сегодня в Ираке и Афганистане.
– Боевики ИГИЛ отпечатали карту Исламского халифата, в который помимо других стран включена и Республика Молдова. В какой степени нашей стране угрожает международный терроризм?
– Благоприятные условия для этой опаснейшей угрозы создал Сашка-мусульманин – нынешний глава Конституционного суда Александр Тэнасе, когда он, будучи министром юстиции, зарегистрировал в 2011 году Исламскую лигу Республики Молдова. Он даже не удосужился проверить, кто входил в инициативную группу. Наши европейские партнеры уже почувствовали, что значит в массовом порядке пустить к себе эмигрантов с Ближнего Востока. Это другая культура, другое восприятие мира. Не сумев захватить Европу в XVI-XVII веках, мусульмане начали ее оккупацию в XXI веке. Это грозит и нам. Через 10-15 лет в Молдове появится серьезная исламская партия. Придут политики, которые будут принимать в расчет ее позиции. Арабы давно поняли преимущество черноземов перед песчаными пустынями, а политикам, захватившим власть в Молдове, все до одного места. Так что, если мы эту власть не прогоним, будет еще хуже.
– Вы часто используете понятие «захваченное государство». Можете дать определение этому термину?
– Помните, в парламенте была создана комиссия по расследованию убийства Сорина Пачу в заповеднике «Pădurea Domnească»? В докладе по итогам работы, подписанном 9 депутатами от разных партий, уже говорилось о захваченном государстве и о том, что оно не функционально и обслуживает лишь интересы определенных лиц. Абсолютное большинство населения уверено в продажности молдавской юстиции. Судей назначают по указке олигархов. Сегодня Кукловод занят оприходованием капиталов бывшего партнера по альянсу, сидящего в СИЗО. И, похоже, отныне он будет единолично распоряжаться всем в стране. Поэтому убийство в «Pădurea Domnească» останется безнаказанным. Хозяева Демпартии, назначившие Валерия Зубко на должность Генпрокурора, отвели от него возмездие. Все списали на «козла отпущения» Георгия Крецу. Кстати, придет время, и он будет признан невиновным… Такое может происходить лишь в захваченном государстве.
– СИБ мог предотвратить кражу миллиарда?
– Насколько мне известно, о положении дел в закрытых ныне трех банках высшим руководителям страны докладывалось регулярно. Уверен: вместе с Владимиром Филатом должен сидеть и Юрий Лянкэ. Он, к сожалению, в управлении государством оказался не просто посредственностью, а полным нулем. Одна его сакраментальная фраза о том, что он ничего не мог сделать, поскольку был «простым премьер-министром», тянет на статью 329 Уголовно-процессуального кодекса «Халатность». Разумеется, виновен в произошедшем и бывший президент Национального банка Дорин Дрэгуцану. Когда государство будет освобождено, все они попадут за решетку. Имущество конфискуют. А новая власть обязана будет создать специальный орган, дабы отследить за рубежом огромные средства, наворованные этими и другими персонажами.
– Может ли оппозиция в ее нынешнем виде прийти к власти в результате некой революции?
– В 2011 году мы создали Комитет по защите демократии и Конституции. В него, кроме меня, входило много известных граждан: Юрий Рошка, Павел Мидриган, Ион Доска, Алексей Тулбуре и другие. Несмотря на зимний холод, мы собирали на митинги по 10 тысяч человек. Но… оказалось, что многим важнее, кто с кем вместе вышел на трибуну, чем суть наших законных требований к власти. Меня упрекали: «Как ты сошелся с этим предателем Рошкой?». Ему же внушали другое: «Как ты можешь стоять рядом с этим КГБистом?» Некоторые из нас в связи с этим, испортили отношения со своими родственниками — из-за таких вот «принципиально разных» подходов… Похожая картина и сегодня. Лишь на несколько недель объединились Платформа «DA», Додон и Усатый, и тут же разбежались. Ходят вокруг правительства и кричат, как коммунисты в 2012-м: «Victorie!». Интересно, а кого они победили? На организованные акции протеста приходили десятки тысяч человек – это же сила! А закончилось ничем. Власть перехитрила оппозицию, натравив ее друг на друга. И для этого у нее, похоже, везде есть свои люди. Немало их и в платформе «DA» – информаторы, с которыми работали еще мои подчиненные. Последний удар, надо признать, мощный, был нанесен при помощи Конституционного суда: хотите всеобщих выборов президента – пожалуйста. По моему твердому убеждению, такая «оппозиция» разогнать эту власть не способна в принципе.
– Но, согласитесь, все же есть какое-то движение, вот Филат попал в СИЗО…
– В Европе просто хотят избавиться от скомпрометировавших и себя и Европу молдавских политиков. Думаете, там Плахотнюк кому-то симпатичен? Но если он сумеет дать «добро» на вхождение Молдовы в НАТО, его оставят в покое. Касательно Филата, если он откроет рот, как обещал, то, скорее всего, до окончательного приговора не доживет. Это случалось даже в советское время, о чем я знаю из личного опыта (знаменитые на весь СССР операции «Бык-79» и «Председатель-80»). А уж в захваченном государстве — это вообще обычная практика.
– Под чьим давлением Илан Шор отважился выступить против Владимира Филата?
– Мэр Оргеева, скорее всего, ведь может дать показания и на кого-то другого. Поэтому, вне всякого сомнения, он находится под мощнейшим прессингом. Нам же все происходящее подается под соусом борьбы с коррупцией. Хотя всем очевидно, что на самом деле это межклановые разборки властей.
Александр ТОКАРСКИЙ.