НАШ ЖУРНАЛИСТ В МАШИНЕ ПРЕЗИДЕНТА
Федеральная служба охраны впервые рассекретила автопарк Владимира Путина
— Если вы хотитестать шофером Президента России, вам придется запастись терпением, — говорит сотрудник Гаража особого назначения. — Лет 7–10 подождать сможете? За это время ваша жизнь изменится до неузнаваемости. Обещаю. Вы научитесь мыслить со скоростью звука и стрелять, не выпуская из рук руль… В среду впервые за всю историю Федеральная служба охраны рассекретила некоторые факты транспортного обслуживания первых лиц страны — президента и премьер-министра. А заодно показала журналистам весь «модельный» авторяд Гаража особого назначения. Как стать водителем Владимира Путина? Из чего состоит «начинка» президентского лимузина? И где прячут оружие его шоферы? Наши репортеры прикоснулись к автомобильным тайнам Кремля.
Журналистов впустили на Царский дворик Кремля — то самое секретное место, где паркуются машины первых лиц страны. В честь 95-летия ГОН сюда пригнали целый модельный ряд авто, которыми пользовалось российское руководство в последние годы. Роскошные лимузины «ЗИЛы», возившие Брежнева и Андропова, первый «Мерседес» с пуленепробиваемыми стеклами для первого российского президента Бориса Ельцина… И все-таки самое интересное — посмотреть на машины, которыми пользовался нынешний руководитель государства.
— Вот на этом «Мерседес-Бенц S600» Pullman Guard (V140) Владимир Путин ездил в течение своего первого президентского срока, — рассказывает сотрудник ФСО.
Впрочем, ВВП катался не только на лимузинах, но и микроавтобусах!
— В 2000 году Владимир Владимирович резко увеличил количество поездок по стране, — продолжает эксперт. — В итоге был изготовлен микроавтобус со специальной защитой кузова на 8–10 мест, в котором комфортно могли разместиться и сам глава, и сопровождающие его лица.
А вот этот «Мерседес-Бенц S600» (V220) кажется длиннее президентского «собрата». И правда — его удлинили на 50 см. «Подросший» автомобиль попал в Гараж особого назначения в 2003 году для обслуживания — нет, не угадали, не президента, а председателя правительства.
Разглядываем экспонаты дальше. На этом «Мерседес-Бенц S600» Pullman Guard (V220) Владимир Путин ехал во время инаугурации 7 мая 2004-го. Ну а эта машина (бронированный автомобиль «Мерседес-Бенц S600» с удлиненным на 115 сантиметров кузовом) везла 7 мая 2008 года Президента РФ Дмитрия Медведева — провожала, так сказать, во власть.
Именно во время инаугурации происходит обычно очередная смена поколений автомобилей Президента России. Это уже стало традицией.
Между тем технический эксперт Андрей Морозенко рассказывает, что внутри всех этих президентских чудо-машин. Ну, про бронированную капсулу и так все ясно (она обязательный атрибут авто первых лиц). Помимо нее есть, оказывается, система аварийного пробега (сохраняет автомобилю способность к передвижению на протяжении не менее 30 км со скоростью более 80 км/ч, даже если все четыре шины будут прострелены). Из удобств — мультимедиасистемы, столик, выдвижная стеночка, отгораживающая пассажира от водителя, система контроля качества воздуха и т.д.
В салоне одного из списанных «Мерседесов» Путина позволили посидеть журналистам. Кресла там такие, что ты прямо проваливаешься, но при этом удивительном ощущении релакса спина остается в правильном положении. По крайней мере после пятиминутного сидения у нас было ощущение легкости.
— Как молодому человеку попасть в водители к президенту? — интересуются коллеги-мужчины.
— Молодому — никак, — отвечает советник директора ФСО России Сергей Девятов. — Сначала кандидат проходит психофизиологической отбор и попадает просто в Федеральную службу охраны. При этом он проходит серьезную подготовку по вождению в экстремальных условиях. Потом он переводится водителем в оперативное подразделение. И снова мощнейшая длительная подготовка. Следующий этап — водитель машины сопровождения. И уже после этого человек может стать шофером президента или премьера. Процесс длительный, сложный. 7 лет минимум и 15 — максимум. Так что к этому времени он уже точно не будет молод.
В ГОНе рассказывают, что у Владимира Путина не один и даже не два водителя, а целый десяток. Все они офицеры и асы. Но, даже несмотря на это, тренируются еженедельно. Причем во время каждой такой тренировки теряют в весе по 2–3 кг. В обязательный комплекс входят стрельба во время движения, вождение на тренажере, имитирующем лед, водную преграду, взрыв и т.д.
— Вы зря думаете, что ничего не стоит провезти пассажира особой важности из Кремля, скажем, до Завидова, — продолжает Девятов. — Это требует колоссального напряжения. Так что выдерживают такую работу единицы.
В Кремле объясняют, что водители каждый рабочий день начинают с медосмотра, инструктажа и разбора последних ДТП в Москве. И кстати, в аварии они попадают крайне редко, но если попали, то понесут наказание в любом случае (неважно — виноваты или нет).
— Пока вопрос о новом лимузине для президента остается открытым, — говорит напоследок Морозенко. — Разработки ведутся, причем сразу несколькими компаниями. Одна фирма показала нам автомобиль, сделанный в единственном экземпляре. Но он не совсем подходит. Нам нужны машины современные, нового поколения, которые бы не просто производили внешний эффект, но отвечали бы всем техническим требованиям.
Что же это должен быть за монстр? Автомобиль, который бы не горел в огне, не тонул в воде и вообще — «бомбоубежище на колесах»? Но пока его разрабатывают, президент предпочитает пользоваться проверенными «Мерседесами», а его охрана — «Фордами».
Ева МЕРКАЧЕВА.