Поправки приняты, но работать не будут
Демонополизации молдавского рынка СМИ придётся ждать ещё как минимум пять лет
В минувшую пятницу парламент сразу вдвух чтениях принял изменения вКодекс о телевидении и радио, которые отныне запрещают одному и тому же юридическому или физическому лицу владеть более чем двумя телеканалами или радиостанциями. Авторами законопроекта выступили депутаты-социалисты, по мнению которых, нынешние поправки должны «нейтрализовать процесс монополизации средств массовой информации».
Между тем, изменения в Кодекс содержат важную оговорку. Даже после вступления в силу, принятые ограничения не будут распространяться на уже действующие лицензии, которые останутся действительными до срока их «естественного» истечения. По сути, это означает, что ни о какой хоть сколько-нибудь серьёзной демонополизации молдавского медиа-рынка по меньшей мере в ближайшие пять лет говорить не придётся.
Напомним, сегодня в Молдове самым крупным «пакетом» телеканалов и радиостанций владеют две компании – General Media Group Corp. и Radio Media Group Inc. Обе принадлежат зампреду Демократической партии Владу Плахотнюку, который в данный момент полностью контролирует телеканалы Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika TV и радиостанции Publika FМ, Muz FM и Maestro FM. Лицензии большинства этих медиа-активов истекают только в 2021-2022 годах. А значит, несмотря ни на какие поправки, господин Плахотнюк и впредь останется фактически безраздельным монополистом на отечественном рынке телерадиовещания.
Тезис о демонополизации молдавских СМИ некоторое время назад был одновременно озвучен Гражданским форумом как категорическое требование и Советом министров ЕС в качестве рекомендации. Принятые изменения в Кодекс о ТВ и радио стали формальным ответом на то и другое, при этом парадоксальным образом сохранив на практике существующее статус-кво.
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию двух искушённых в отечественном медиа-рынке экспертов.
Вопросов больше чем ответов
Кирилл Лучинский, депутат от ЛДПМ, бывший председатель парламентской комиссии по культуре, науке, образованию, молодежи, спорту:
«Первое, что у меня сразу вызвало вопросы – сама процедура, посредством которой в парламенте принимались нынешние поправки в Кодекс. Если я правильно помню, проект был зарегистрирован 17 февраля и в рекордно короткие сроки был проведён через профильную комиссию, а затем проголосован сразу в двух чтениях. При этом никто не озаботился поинтересоваться мнением консультационных групп, профессионалов медиа-рынка, гражданского общества. Вообще, просто поменять в тексте закона цифру «5» на «2» – это такой совершенно «технический» подход, никак не способствующий достижению конечной цели – демонополизации медийного рынка Молдовы. И дело не только в том, что лицензии активов известного крупнейшего игрока на этом рынке истекают только после 20-го года. Нужно видеть ещё качество и характер этих лицензий. А реальность такова, что из четырёх телеканалов с национальным покрытием, три контролируются одним человеком – Владом Плахотнюком. Подобную монополию принятые изменения разрушить не в состоянии.
Непонятна в этой ситуации и роль Совета по конкуренции. Аналогичные структуры в странах Европы, выявив монополиста, мгновенно применяют (это помимо штрафов) целый ряд мер, дабы нивелировать доминирующую позицию на рынке конкретного владельца. Которого могут, например, обязать в течение определённого временя продать часть активов. Наши же антимонопольные структуры не решаются подобные меры даже обсуждать…
Наконец, всё становится окончательно непонятным в свете перспективы принятия закона о цифровом телевидении. Значит ли это, что, когда он войдёт в силу, действующие собственники смогут обзавестись ещё двумя лицензиями уже на «цифру»? На это никто сегодня не даёт вразумительных ответов, которых в сфере молдавских медиа и так значительно меньше, чем вопросов…».
Я против запретительных мер
Корнел Михалаке, экс-председатель КСТР:
«Разумеется, принятые поправки в ближайшее время никаких заметных результатов не дадут. Это скорее просто некий сигнал. При этом мы постепенно возвращаемся к Кодексу о ТВ и радио, каким он был до 2009, когда либералы выступили в парламенте с инициативой, во много определившей монополизацию медиа-рынка, неравно поделённого между двумя-тремя игроками.
Я принципиально против всяких запретительных мер. И если мы сегодня не можем эффективно бороться с монополистом на рынке СМИ, то хотя бы попытаться создать благоприятные условия для других, более мелких игроков. Чтобы у людей оставался хоть какой-то выбор. И как бы то ни было, принятые на днях поправки – положительный сигнал.
Мы по-прежнему остаемся довольно дикой страной, и не только в сфере аудиовизуала. Глупо думать, что в Молдове можно в одночасье внедрить стандарты функционирования СМИ по типу немецких или американских. Но к ним, конечно, следует стремиться, двигаясь пусть мелкими шагами. А там, глядишь, и власть начнёт понимать, что наличие альтернативы – хоть в политике, хоть в медиа – непременное условие в нормальном, стабильном государстве…».
Павел АНТОНОВ.