ОТДАМ СУП В ДОБРЫЕ РУКИ
В кризис граждане начали менять ношеное белье на «початые» продукты
Халява — самый безотказный домкрат для поднятия настроения. Дошедшие до отчаяния люди сегодня готовы отбросить всякий стыд и пополнить ряды халявщиков. С нового года интернет-сообщества «Подарю», «Приму в дар», «Поделюсь едой», «Накормлю» переполнены желающими урвать заветренный кусок пирога, просроченную тушенку, доносить за посторонним человеком застиранные трусы или примерить на собственную свадьбу платье с пятнами от пота. В тяжелые времена не до жиру. Как далеко могут зайти желающие поесть-попить-одеться на халяву, и насколько долго можно протянуть на голодном пайке — в нашем материале.
«Отдам даром свадебное платье с желтыми кругами подмышками»
С кризисом набирают обороты странички в соцсетях «Отдам даром».
«Отдам балетки 39-го размера (сильно ношенные), наволочку (почти новая), косметичку — внутри клеенка порвана, расческу, зеркало, немного треснувшее».
— Завтра буду, — первый покупатель откликнулся через 10 минут.
«Отдам ремень — немного порван, лекарство для котов, одна бутылочка (срок вышел), солодка полпачки — сроки в норме, шапка женская старенькая».
Залежалый товар разошелся за пару часов.
«Кому нужно свадебное платье. Небольшие следы пота подмышками. Требуется химчистка».
Платье ушло с молотка за полчаса.
— С кризисом в группе людей заметно прибавилось, — рассказывает Антон Крюков, создатель московской группы. — Сейчас идет спад покупательской способности в магазинах, и люди стали активнее обмениваться, покупать вещи б/у на барахолках. А уж если отдают даром, как этим не воспользоваться. Берут все. Всего пару раз люди высказывали возмущение в комментариях: «Фи, как можно чужие вещи носить, тем более нижнее белье». На такие посылы мы не реагируем. Любая вещь может найти своего хозяина.
Дареному коню и впрямь в зубы не смотрят.
«Отдам детские вещи. Все с пятнами. Для домашнего пользования».
«Отдам комбинезон в хорошем состоянии за пачку смеси и подгузники. Ванночку — за шампунь».
— Чаще всего люди выкладывают в группу личные вещи — платья, кофты, туфли. Для людей с малым достатком — это отличная возможность поменять старые шмотки на разные продукты. Попадаются и странные объявления. Например, одна девушка меняла свою косметику на баллон пива. Дальнейшую судьбу обмененных вещей мы не отслеживаем. Хотя случалось, что люди брали вещь за 1 кг сахара, а затем сдавали шмотки уже за 2 кг сахара. Наживались таким образом, — рассказывает создатель группы из Набережных Челнов Василий Потапов. — Часто люди отдают вещи пакетами — и никто не знает, с пятнами там одежда или нет. Кому-то и такое сгодится. Однажды мужчина обменивал на шоколадку ношеные семейные трусы. В подводке к трусам так и подписал: «Надевал пару раз».
«Отдам шапку новую за 3 козинаки. Пояс черный на резинке — за пачку риса. Шапку вязаную с дыркой — даром. Платок леопардовый — за пачку гречки. Свитер молочный с блестками — за рис или оливковое масло. Джинсы мужские за 2 кг бананов».
— Самый ходовой товар — детские вещи и мебель. Часто отдают парфюмерию и косметику, — утверждает Сергей Некрасов, организатор новосибирского сообщества. — До кризиса люди дарили ноутбуки, планшеты, телефоны. На такие вещи повышенный спрос. Продавец сам выбирает наиболее нуждающегося претендента.
«Чемодан в хорошем состоянии, только колесо отходит, можно приклеить. Искусственная дубленка, немного вытерт мех на рукавах и нужно подравнять низ, шарфик-сетка с бисером — использовала один раз».
«Отдам музыкальный центр. Нерабочий, сгорел транзистор».
«Стиральная машинка без дверки. Дверь прилагается отдельно, сломалась».
«Отдам в дар советское пианино «Лирика». Состояние среднее, давно не было настроено. Самовывоз».
«Телевизор «Юность 401-Д». Почти рабочий, требуется небольшой ремонт. Корпус в отличном состоянии, но антенна отсутствует».
«Отдам мебельную стенку 80-х годов».
— Периодически выставляют достаточно ценные вещи, — рассказывает Виталий Медведев, организатор оренбургского сообщества. — Например, офисную мебель, сотовые телефоны, планшеты, компьютеры, мониторы. Лично я сам отдал фильтр воздуха, перфоратор, мебель, новую посуду и полностью функционирующую компьютерную технику. Люди склонны у нас к халяве и готовы забрать ценную вещь, даже если она им совсем не нужна. Есть такая категория подписчиков, кто к любой вещи пишет «бронь», не разобрав, какой размер, цвет или другие важные свойства. Если вещь дорогая, то среди покупателей сразу находятся такие, кто пишет: «Являюсь многодетной матерью-одиночкой». Такая легенда срабатывает мгновенно. Иногда при раздаче добротной мебели народ устраивает аукцион, предлагают деньги, торг идет не на жизнь, а на смерть.
«Поменяю золотую цепочку на замороженную курицу»
Если в Москве люди готовы отдать откровенный хлам даром, то в регионах действует обмен. Вещи меняют на продукты.
«Набор игрушек из киндер-сюрприза в одни руки за 2 рыбные консервы в масле».
«Подушку для кормления меняю на 1 литр подсолнечного масла».
«Отдам платье плюс болеро за охлажденную курицу».
«Отдам сережки с камешком цвета изумруд за шоколадку. Подвеску за пачку зефира. Сережки с оранжевыми вставками за 6 бананов».
В сообществах в наличии всегда косметика. Использованная. Зачастую просроченная. Но спрос на эту продукцию огромен.
«Отдам даром две палетки косметики, сроков годности не нашла, есть вероятность, что просрок».
Тени розовые, фиолетовые, зеленые разлетелись как свежие пирожки в считаные минуты.
«Лак для волос, термозащитный спрей, детский крем — сроки вышли».
— Народ отдает использованную косметику, просроченные продукты, прохудившиеся ботинки, сломанную мебель — и на это тоже есть спрос, — утверждает Владимир Медведев из Оренбурга. — Москвичам сложно представить это, но в маленьких городах, селах люди живут в самодельных домах из досок, не могут найти работу, поэтому они не брезгуют пользоваться подержанными вещами. У нас практически нет ограничений в группе — выставлять можно все, кроме наркотиков, взрывчатых веществ, оружия.
В пятерку самых ходовых товаров входят лекарства. Как правило, тоже просроченные.
— Да ничего с ним не случится после 2 недель, — успокаивают сами себя участники группы. — Сроки годности пишут для лохов, чтобы люди денег больше тратили и шли покупать новые.
— Хранила вскрытый в холодильнике больше 2 недель, никто не умер после употребления.
Организаторы групп для тех, кто боится употреблять просрочку, составили памятку.
— Просроченные продукты в нашем сообществе разрешены, но просрочка должна быть в рамках разумного, она не должна сказываться на качестве и вкусе продуктов, — рассказывает Алина Гуль из Серпухова. — Например, мы допускаем, если участник поделится просроченной пачкой макарон, но категорически против объявлений с просроченным мясом или молочными продуктами.
В голодный год народ так же, без сожаления расстается с домашними любимцами.
«Отдам даром трех красноухих черепах. Содержать негде. Два мальчика, большая девочка».
«Японских мышат. Все мальчики, возраст разный. Осталось 5 или 6 мышат. Говорят, они поодиночке скучают, так что лучше брать по двое или больше. Есть даже братья».
«Профессиональный массажист. Опыт работы
13 лет. Окажу услуги за еду»
Штатные сокращения, понижение зарплаты — составляющие кризиса. Кто-то лишился работы, остался без зарплаты с ипотечным долгом и пустым холодильником.
— Я попала под сокращение. Всех молодых попросили подыскать новое место работы, — рассказывает автор одного поста. — Сунулась я в разные учреждения, но зарплату больше 10 тысяч не предлагали, а у меня на проезд больше уходит. Подсчитала, гораздо продуктивнее работать просто за еду. Люди охотнее отдают продукты, чем расстаются с деньгами. Проверено. Без вещей можно обойтись, без еды — никак. Многие мои бывшие коллеги сейчас ищут подработку именно за продукты.
«За любые непросроченные продукты питания. Массаж для детей и взрослых. Стаж работы более 13 лет».
«Наращу красивые реснички. На ваш выбор любой эффект: натуральный, лисий, беличий, кукольный. Сделаю это за набор суши».
«Напишу ваш портрет по фото акварелью. Размер 20х30 см за финики или нежареные каштаны».
Однако далеко не у всех есть возможность заработать на еду собственным трудом. Некоторые вынуждены просить помощи в соцсетях.
Для этого в группах помощи существует подраздел «Накормите».
Кеша: «Приму еду. В СПБ недавно. Живу в хостеле. В поиске работы».
Злата: «Студентка с ребенком примет в дар любую еду».
Василий: «Умирающий от голода автостопщик, загнанный холодами в голодную нору, примет в дар не нужные вам припасы».
Елена: «Одинокая мама с 2 детьми и с собакой примет все что есть».
«Молодая семья из Москвы примет еду (макаронные изделия, крупы, консервы). Живем на мою стипендию (12 т.р.), в этом месяце она не пришла, а из еды осталось только макароны и манка. Помогите, пожалуйста, на первое время».
В России набирает популярность новое движение «фудшеринг» — дословно означает «распространение еды».
Родина «фудшеринга» — Германия. Там еду в промышленных масштабах отдают супермаркеты, рестораны и отели. В России обмениваются едой пока только интернет-пользователи.
«Отдам питание с молочной кухни. Сухую смесь «Малютка» 2 пачки. Просто нам не надо, мы другую кушаем».
«Суп свекольный — срок до 01.10.15, — но портиться там нечему. Отдаю, так как нельзя есть свеклу и другие аллергены. Шоколад растворимый — почти полный пакет, срок в норме».
«70–80 банок детского питания. Срок истек либо сегодня, либо завтра. Забрать надо сегодня».
Основательница фудшеринга в России — девушка из Санкт-Петербурга Александра Легкая.
— Когда страну накрыл кризис, я поняла, что пора спасать людей от голода. 11 декабря прошлого года открыла группу, — рассказывает Александра. — Сама сталкивалась с ситуациями, когда остается еда, а выкидывать жалко. В нашей группе уже больше 1 тысячи участников.
— И все голодающие?
— Видимо, да. Никто ведь из них не просит денег, просит только еду. Значит, им действительно нечего кушать. В основном отдают то, что долго лежит — крупы, макароны, сладости. Конфеты — самый ходовой товар. Нам ведь часто дарят коробки шоколада, который, как правило, остается невостребованным. После Нового года народ делился выпивкой, не могли уже больше пить и умоляли забрать спиртное. Готовая еда пользуется повышенным спросом. За ней выстраиваются гигантские очереди. Я сама отдавала лазанью — приготовила, но она нам не очень понравилась. Люди готовы были ночью приехать и скорее забрать продукт. На ура расходятся домашние соленья.
Ирина БОБРОВА.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Что заставляет людей потреблять просроченную продукцию и донашивать за другими людьми нижнее белье? Свое предположение высказал социальный психолог Алексей РОЩИН.
— Описанное выше нельзя назвать болезнью. На самом деле это проявление нищеты. За последнее время мы привыкли, что Москва — город богатых людей, город понтов. Люди озабочены тем, чтобы внешне казаться богаче, успешнее, упакованнее, чем они есть на самом деле. Этому все подчинено. Отсюда и удивление — кому в Москве могут потребоваться просроченные продукты? Суть в том, что реально обеспеченных людей и раньше было не так много, как нам казалось, а сейчас их стало еще меньше. Уровень жизни падает, а понты остаются. Сейчас людям приходится еще больше надрываться, чтобы соответствовать тому образу, который они демонстрируют. И эта изматывающая гонка за кажущимся благополучием приводит к тому, что человек может кататься на иномарке, а жрать ему окажется нечего. Вот такие типажи спокойно могут являться клиентами подобных групп. Также в таких сообществах сидят профессиональные, но обедневшие халявщики. Просто раньше они ходили на презентации, где их бесплатно кормили-поили, а теперь они пришли за бесплатной едой в соцсети. Жить на свои деньги они не привыкли. Конечно, среди желающих забрать старые вещи и просроченную еду много действительно малообеспеченных людей, но многие из них просто не хотят работать. Им гораздо проще посидеть в Интернете и даром забрать еду-одежду. Таким образом люди уходят от реальности.