От Москвы до Лиссабона
Продукция предприятия Marthatex в сотнях тысяч экземпляров продаётся по всей Европе
Мало кто не слышал истории о том, как в некоемнедешёвомевропейскоммагазине вдруг обнаружилась одежда с биркой «Сделано в Молдове». В республике действительно существуют швейные предприятия, производящие продукт высочайшего, как принято говорить, «европейского» качества. Однако, не выезжая за пределы страны, проверить это трудно – такая одежда практически не попадает на отечественный рынок.
Совместное молдо-итальянское предприятие Marthatex – из числа такого рода молдавских производителей. Мы пообщались с его директором Людмилой Гуцуляк.
Полмиллиона единиц
– Людмила Константиновна, по моей информации, молдавские швейники (в подавляющем большинстве работающие на давальческой основе) уже год как сталкиваются с сокращением заказов. Украинские события, внутренние общественно-политические неурядицы – всё это отпугивает иных иностранных партнёров. Вы же только растёте. В чём тут секрет?
– Вы знаете, весь мой опыт работы в отрасли говорит следующее: заказчик уходит лишь в одном случае – когда его перестаёт устраивать качество. От хорошо сработанной продукции не отказывается никто и никогда, даже если присутствуют какие-то объективные риски. Кроме того, нынешняя, действительно не самая стабильная политическая ситуация в Молдове, к счастью, почти никак не отражается на бизнесе. Всё-таки определённая система у нас выстроена – нормально функционирует таможня, налоговые органы. А значит, можно вполне эффективно работать, производить продукцию высокого качества. Главное, оставаться в рамках закона, установленных правил игры.
Скажу больше. Сегодня крупные швейные бренды скорее склонны покидать Китай, долгое время бывший традиционным местом непосредственно пошива их изделий. Как раз сейчас молдавским предприятиям стоило бы ловить момент, перехватывать хороших, перспективных клиентов…
– Если брать показатели, скажем, за прошлый год, в каких цифрах выражается объём продукции, произведённой Marthatex?
– Мы являемся частью крупного холдинга с полувековой историей – Siggi Group, предприятия которого специализируются на пошиве всех типов специальной одежды (не только её, впрочем). Соответственно и Marthatex выпускает одежду для структур гражданской обороны, полиции, медицинских учреждений, ресторанов, салонов красоты и т. д. В течение прошлого года, помимо заказов от Siggi, мы работали с такими всемирно известными брендами как Ventura и Moncler. Первый специализируется на производстве экипировки для велосипедистов и лыжников, второй шьёт модную одежду. За этот срок наше предприятие произвело больше полумиллиона единиц продукции.
– И какова сегодня география распространения такого рода одежды «made in Moldova»?
– Ну, продажами, как вы понимаете, мы не занимаемся. Но, разумеется, не секрет, что произведённая в Фалештах одежда сегодня продаётся фактически по всей Европе, от Москвы до Лиссабона.
Профи «с улицы»
– Учитывая специализацию Marthatex, надо полагать, внутренний рынок для предприятия не актуален?
– Весьма актуальным для нас его могли бы сделать государственные заказы. И мы одно время пытались активно участвовать в молдавских тендерах, представлять свою продукцию на разнообразных выставках. Но к сегодняшнему дню практически полностью отказались от того и другого. Просто потому, что изначально известно: возьмут одежду несравненно более низкого качества, зато по минимальной цене. Нам же в лучшем случае перепадает заказ на 10-30 единиц. Для производства, подобного Marthatex, это только обуза, запускать целую линию ради такого заказа практически бессмысленно. Впрочем, даже от этих предложений мы не отказываемся.
– Если говорить теоретически, разработать с нуля униформу, допустим, для МЧС или пожарных, предприятие способно?
– Разумеется. Я сама по образованию модельер-конструктор, и подключив квалифицированных специалистов предприятия, выполнить эту работу не составило бы особого труда.
К слову, мы выходили на то же МЧС с предложениями о сотрудничестве. Их команды ездят на сборы за границу, а одеты при этом…
– Вам, как директору, в чём видятся главные плюсы и минусы производства на давальческой основе?
– Смотря где искать эти плюсы и минусы. Скажем, в Фалештах исторически никогда не было швейных производств. Marthatex, получая неоценимую поддержку со стороны мощного международного концерна, открыло к сегодняшнему дню 500 рабочих мест, что позволило людям из города и окрестных сёл не просто получить стабильную, хорошо оплачиваемую работу, но – многим из них – также и новую профессию. Поскольку подавляющее большинство нынешних работников предприятия стали квалифицированными швеями с нуля.
Параллельно, к слову, выяснилась одна неприятная подробность. Я в своё время была поражена крайне низким уровнем знаний и навыков, которые демонстрировали приходившие к нам выпускники молдавских профильных учебных заведений. Как может дипломированная швея не уметь снарядить швейную машину и не знать, что такое прямая строчка? Оказалось – может…
Так что сегодня мы гораздо охотнее принимаем людей «с улицы», но тех, кто искренне стремится работать на предприятии, овладеть профессией. Благо и итальянские специалисты ежемесячно приезжают на предприятие с недельными командировками, дабы помочь нам в обучении персонала. Насколько всё это эффективно? Об этом можно судить по тому простому факту, что продукция фалештского Marthatex ещё ни разу не получала от заказчиков серьёзных рекламаций по качеству…
– Видимо, и с точки зрения инвестиций, технологического оснащения партнёрство с европейским концерном несёт известные выгоды?
– Несомненно. Оборудование, технологии – всё это у нас на самом высоком европейском уровне. Хотя и есть ещё к чему стремиться. Сегодня в мире существуют швейные производства, уже не использующие ниток, выполняющие всю работу с помощью лазера. Сейчас именно под такие технологии мы постепенно готовим базу на предприятии. Прекрасно понимая, что производство, которое не развивается постоянно в технологическом плане, теряет перспективы.
Мы убедились, что зачастую нужно работать на опережение, если появилась даже призрачная возможность нового выгодного заказа, то технически к его реализации нужно быть готовым задолго до подписания собственно контракта. Иначе попросту перехватят.
Во многом именно поэтому мы сегодня в Молдове имеем работу, а кто-то предпочитает жаловаться не её отсутствие…
– Однако, если «дающая» сторона вдруг меняет приоритеты, производство, заточенное исключительно под пошив, запросто может остановиться…
– Вот поэтому мы и стараемся, что называется, держать яйца в разных корзинах. Я уже упоминала компанию Moncler, которая продаёт одежду уровня «Армани» и «Гуччи» и с которой мы сотрудничали больше года. К сожалению, в силу каких-то причин, Moncler платил нам за работу не очень стабильно и, честно говоря, не очень много. Особенно на фоне первоначальных обещаний. Поэтому мы решили приостановить сотрудничество, нашли другую фирму из Франции, которая предложила гораздо более адекватные условия. Недавно мы произвели для них пробную партию, надеюсь, это партнёрство станет долгим и взаимовыгодным.
Человек на своём месте
– Людмила Константиновна, полтысячи рабочих мест, аккуратные налоговые отчисления – даёт ли это предприятию какие-нибудь преференции со стороны государства?
– Нулевую ставку на переработку и… устную благодарность (Смеётся). Дальше у нас начинаются только обязанности. И конечно, по могучей молдавской «традиции», успешное производство мгновенно привлекает особо «пристальное» внимание со стороны разного рода проверяющих органов. Временами это сильно раздражает.
С другой стороны, мы ещё ни разу не оставили без внимания выраженную официальным письмом просьбу помочь, скажем, местной больнице, дому престарелых. В этом не только осознание некой социальной ответственности бизнеса, но просто по-человечески всегда получаешь сильнейшую эмоцию, когда видишь, как бедный человек радуется этому нехитрому подарку на Новый год…
– Да и с местной властью неразумно обострять отношения?
– Не в отношениях дело. Мы пережили уже несколько партий в местной власти, просто из года в год добросовестно выполняя свою работу. Они приходят и уходят, а предприятие, коллектив, наши обязательства перед заказчиками остаются. Это главное, о чём нужно помнить.
– Это правда, что у вас тут каждое утро приходят отмечаться желающие получить работу на Marthatex?
– Правда. Как правда и то, что высокие оценки продукции предприятия со стороны европейских партнёров на 90% заслужены не управленческим аппаратом (его у нас составляют всего пять человек), а производственным коллективом, толковыми начальниками цехов.
Да, у нас хорошие условия и зарплаты. А главное есть возможность роста – шесть категорий, от ученика до высококвалифицированного специалиста, ступени, которые дают каждом работнику мотивацию для совершенствования. Различные премии, бесплатный транспорт. Скрупулёзное соблюдение трудового кодекса.
А ещё отличная атмосфера в коллективе, чем я, наверное, горжусь больше всего. Вот приезжайте к нам на Восьмое марта, посмотрите на наше «шоу» «А ну-ка девушки!», к которому уже несколько недель подряд в свободное время азартно готовится практически весь штат Marthatex. (Смеётся).
Мне же, как директору, остаётся всего лишь разглядеть потенциал конкретного работника и предложить ему место, на котором он будет максимально эффективным…
Дмитрий ГАМАЮНОВ.