КОРПОРАТИВНЫЙ РЕКВИЕМ
Один из постоянных ведущих церемоний ZD Awards, шоумен и блогер Алексей ОСТУДИН , размышляя над итогами прошедшего года, констатирует клиническую смерть главного источника доходов большинства поп-звезд Ро ссии — жирных заказников и корпоративов.
Декабрь 2007 года. Москва стоит в 10-балльных пробках, во всех центральных магазинах не протолкнуться от жаждущих максимально быстро и эффективно расстаться со своими деньгами. Желающие поужинать натыкаются на объявления «закрыто на спецобслуживание», которые красуются на дверях всех приличных ресторанов города.
Группа «Мираж» в составе предельно уставших Натальи Гулькиной и Маргариты Суханкиной в сопровождении балета сидят в микроавтобусе самой настоящей «скорой помощи» и, пользуясь ее мигалками, продираются сквозь транспортный коллапс на очередную площадку. Уже четвертую за вечер. А впереди еще две. В это время, трезво рассудив, что из Чертанова в Крылатское на автомобиле за полтора часа не добраться, Татьяна Буланова, надев черные очки, спускается в метро. И не она одна. Когда перед артистом встает дилемма: потерять 10–20–30 тысяч евро или проехаться на метро, желание побыть некоторое время вместе с целевой аудиторией возникает весьма стремительно.
Декабрь 2007 года — месяц, который артисты и их продюсеры с директорами не забудут уже никогда! Ему уже не суждено повториться в их жизнях. Именно в том году случился пик, что мы сейчас называем, корпоративного безумия. Когда всевозможные коммерческие организации, и в особенности госкорпорации, отчаянно разбрасывались деньгами, утоляя страстное желание показать, что в их жизни все хорошо. В декабре 2007 года цена за одно выступление успешного поп-проекта начиналась с 10 000 евро. Повторюсь — начиналась! Статусные звезды могли просить и 30, и 50, и 100 тысяч, и им их платили. За 30–40 минут по большей части фонограммного выступления. Успешные ударники корпоративного труда в декабре 2007 года отрабатывали до 90 концертов. То есть минимальный заработок мог составить 900 000 евро! Всего за один месяц! Если же речь шла о выезде в другой регион, то гонорар объявлялся из расчета суммы потенциально упущенных московских выступлений за каждый день «командировки».
Именно в том году друзья из славного города Кемерова попросили меня узнать: сколько стоит привезти на корпоратив группу «ВИА Гра»? Менеджмент коллектива объявил 6 московских гонораров, что в те времена равнялось 300 000 евро. И это была полностью оправданная сумма — столько прославленный коллектив мог заработать в Москве за один день! Что за прекрасное время было!
Сейчас все в шоу-бизнесе мечтательно закатывают глаза, грустно улыбаются и вспоминают, сколько площадок отработали они в те тучные годы. И ведь не только поп-звезды были в шоколаде. Какой праздник без ведущего? Безвестный профессионал своего дела в золотые времена корпоративного движения мог вполне рассчитывать на гонорар от 50 000 рублей. И работа была каждый день! Телеведущий средней руки с музыкального телеканала был рад сумме от 3000 до 10 000 евро в зависимости от степени популярности. Ну а на вершине пищевой цепочки, как и сейчас, «шакалили» ведущие Первого канала. Эти небожители легко объявляли за ведение мероприятия по-настоящему успешной компании гонорары от 30 000 евро.
Надо признаться, что все это в прошлом — рынка корпоративов больше нет! Если даже в прошлом году топовые артисты могли похвастаться 15–17 выступлениями за месяц, то нынешний декабрь смог их порадовать максимум пятью! А у многих работы нет вообще!
Корпоративные артисты и шоумены, безусловно, сильно опечалены всем, что происходит. Работы сейчас не просто на всех не хватает — ее элементарно нет! Пора себе признаться в том, что в таком количестве ее больше не будет никогда. Все изменилось. И дело даже не только в отсутствии денег по причине экономического и политического кризиса. Изменилась сама корпоративная культура. Тратить миллионы на развлекательное мероприятие — отныне непозволительная роскошь и «нецелевое использование денежных средств». Игрокам корпоративного шоу-бизнеса больно это признавать, но это так. И так теперь будет всегда.
Но есть вещи куда серьезнее, чем отсутствие денег. Я считаю, что корпоративы разбаловали и даже развратили российскую эстраду. За период с 2000 по 2007 годы появилось целое поколение артистов, которые за свою творческую жизнь не продали ни одного билета на сольный концерт! А зачем?! Ведь гонорар за кассовый концерт всегда в два-три раза меньше, чем заплатят на заказнике или Дне города. Что необходимо для того, чтобы зритель купил билет на концерт? Конечно, песни! Не одна, не две, а полноценная программа из собственных, не перепетых у кого-то песен. То, что называется репертуар. Но зачем писать альбомы, когда на корпоративе, дне рождения или Дне города выступление длится не более 40 минут? Хватает программы из 10–12, желательно всем известных песен. Причем не обязательно своих. Для выступления хватит тройки собственных хитов и еще несколько ремейков. За всю свою жизнь (а это уже 13 лет) группа «Фабрика», к примеру, выпустила только два полноценных студийных альбома. А коллектив «Hi-Fi», который рвал корпоративные танцопы нулевых, после первого альбома практически сразу стал выпускать лишь сборники «лучших» хитов. И они у них действительно были — за год композитор Павел Есенин писал две-три хороших песни, чего вполне хватало для поддержания интереса к коллективу.
Так делали многие. В итоге к 2007 г. даже если у какого-нибудь поклонника и появлялось желание купить билет на концерт любимого артиста, то он физически не мог этого сделать, ведь большинство новых звезд просто не давали кассовые концерты. Ну разве что в ночные клубы при казино можно было попасть, но за какие деньги? Продюсеры оправдывались тем, что артисты часто выступали на бесплатных для зрителей концертах на всевозможных городских и профессиональных праздниках вроде Дня нефтяника или Дня города. Но вряд ли это можно сравнить с полноценным сольным концертом, для которого у большинства молодых звезд нулевых элементарно не было достаточного репертуара! Корпоративы избаловали артистов.
Организаторы жаловались на то, что звезды выходят на сцену с ощущением страшного одолжения, которое они оказали 30-минутным выступлением под фонограмму за десятки тысяч евро! А как иначе, когда у тебя за вечер 6 выступлений в разных концах города, куда еще надо умудриться попасть сквозь пробки! Конечно, люди в зале начали это замечать, что стало еще одной предпосылкой к краху корпоративного рынка.
И вот грянул финансовый кризис 2008 года — начало конца корпоративного движения, смерть которого мы констатировали в нынешнем декабре. Количество работы обвалилось в три раза. Начались и отмены уже проплаченных мероприятий. Но по сравнению с нынешней ситуацией даже в декабре 2008-го можно было еще пошиковать. Ну да, не 90 выступлений, но 30–35 отработать было вполне реально. На какое-то время показалось, что бизнес стал восстанавливаться, 2009 и 2010 годы показали рост числа корпоратиов и гонораров артистов. Но уже в 2012-м спад опять начал набирать обороты. А ведь еще совсем недавно все хвастались друг перед другом размером бюджета на новогоднее мероприятие и звездностью артистов, в нем участвующих.
Дело доходило до того, что российские артисты почти сравнялись по цене с западными звездами первой величины, в то время как ретрогвардия — от «Бони М» до «Арабесок» — чесала по всей стране за куда меньшие гонорары! Но и это не было препятствием. Особенно успешные компании позволяли себе приглашать на новогодний корпоратив артистов уровня Стинга, Роби Ульямса, Кайли Минуог, Джениффер Лопес, Эмми Уайнхаус, Эминема или даже Мадонны! Много шума наделал пожар на мероприятии одного из олигархов, жертвой которого чуть не стал Джордж Майкл! Такие имена обычно стоят от 1 миллиона долларов за выступление.
К новой реальности после 2008 года привыкали тяжело. Многие вдруг вспомнили, что основной функцией артиста является создание концертных программ и продажа билетов на них. Герои корпоративной жатвы вновь напечатали афиши и изо всех сил пытались вернуться в концертные залы или большие клубы. Получалось, надо сказать, не у всех.
Вот на ком кризис не отразился совсем, так это на проверенных временем ветеранах сцены, которые как ездили на гастроли, так и продолжали успешно ездить. К примеру, Сергей Пенкин, который начинал как ресторанный певец, успешно перешел именно в середине нулевых в категорию самых востребованных гастролеров, уверенно собирающих концертные залы по всей стране. В сезоне-2010–2011 Пенкин дал около 130 сольных концертов! Так же уверенно себя чувствовали Григорий Лепс, Стас Михайлов, Елена Ваенга, Валерий Леонтьев, Филипп Киркоров и другие мастера эстрадного жанра. Время показало, что если ты не забываешь о своем зрителе, то и он в трудную минуту не забудет о тебе!
Что мы имеем сейчас? Ничего! Конечно, есть еще мероприятия. Но в нынешних условиях они выглядят как последние конвульсии смертельно больного организма. Очень многие в этом декабре вообще остались без работы. И это повод задуматься над тем, как жить и работать дальше в ситуации, когда реальность объективно изменилась и никогда не станет прежней.
Хочется верить, что холодный душ нынешнего кризиса, конца которому не видно, поможет творческим людям вспомнить о том, что они именно творческие. Есть несмелая надежда, что поп-звезды вновь поймут, что нельзя называть себя популярным артистом и при этом не продать за год ни одного билета на свои концерты. И, быть может, мы вновь увидим интересные эстрадные программы, которые захватят зрителя, и он вернется в концертные залы вместе со своими кумирами.
Если, конечно, деньги не кончатся у всех и окончательно…
Алексей ОСТУДИН.