КРАХ ЕДИНОЙ ПОПСЫ?
В этом номере ведущие «Звуковой дорожки» Артур Гаспарян и Илья Легостаевпододят итоги «ZD Awards 2015» — читательского голосования, вкотором приняли участие более 47 000 человек.
Лица стерты, краски тусклы…
С нашей попсой так: каждый год ждем одно и что-то новое, а получаем другое и всегда поеденное в отдельных местах жадной молью. Ожидания в минувшем году нарастали, в том числе из-за тотального засилья в телеэфире всевозможных шоу талантов (тренд не новый, но в последнее время как-то истерично обезумевший), где грозились открывать не только новые имена, но и новые горизонты шоу-бизнеса и поп-музыкальной культуры.
С именами как-то что-то, конечно, наскреблось. Ведь если вспомнить, то лет 20 назад в хит-парадах, скажем, не было никакого Билана, Лазарева, Земфиры, «Мумий Тролля», а теперь они почти как Киркоров с Пугачевой, Успенская с Леонтьевым, Ротару с Валерией, не говоря уже про Кобзона с Газмановым — на веки вечные. Яркими вспышками с начала века ослепляли нас то Басков с «Винтажем», то Лепс с Ваенгой, то Михайлов с «Корнями», то «Фабрика» с Гагариной, то Дубцова с Елкой, то Глюкоза с «Серебром», а совсем недавно — те же M-Band, Крид или Наргиз… Другие, ярко вспыхнув, успели уже и затухнуть — t.A.T.u., «Демо», «Братья Гримм», «Смысловые галлюцинации» и др. и пр.
В общем, процесс как бы идет, горячие пирожки на музыкальном рынке, так или иначе, выбрасываются, ибо публика всегда жаждет зрелищ, а меню надо разнообразить. Однако системной трансформации шоу-бизнеса (и здесь не спасут шоу талантов, даже если их крутить 24 часа в сутки) так и не происходит, отчего и поп-музыкальная культура со всеми ее жанрами (от массовых до продвинутых и андерграундных) пребывала, пребывает и, видимо, будет еще долго пребывать в коматозном состоянии, как история с поездом, если не проводить другие параллели — с экономикой, политикой, вертикалью власти… Все же взаимосвязано, как учили классики.
Достаточно посмотреть, как подпитывается «свежей кровью» вся современная музыкальная культура на Западе, какое колоссальное движение происходит там на корневом уровне продюсерской «клубно-разыскной» деятельности и художественной, так сказать, самодеятельности, чтобы понять всю безысходную печаль собственной ситуации, которую не спасут ни «голоса», ни «главные сцены», ни «фабрики звезд», ни «новые волны», ни старые кони… Старые кони здесь могут только нагадить и истоптать газончик там, где еще росла какая-то трава у дома. Достаточно вспомнить главный в этом году «системный» передел рынка шоу-бизнеса дубиной «патриотического медиахолдинга». Всю канитель закрутил как раз один из «старых коней», неожиданно возникший этаким зомби с кладбища музыкальной истории. А причина сыр-бора ведь была ничтожна: поющее семейство этого зомби — от детей до жены — отчаянно хотело голосить в федеральном эфире, а сам глава — заодно и отщипнуть жирный кусок бюджетного пирога. Разумеется, под патетическим прикрытием «патриотического воспитания». Теперь загадка: у такого «шоу-бизнеса» есть будущее?
■ ■ ■
Результаты прошлогодней ZD Awards 2014, так или иначе, были повторены в течение года с небольшими вариациями в версиях всех других масштабных национальных музыкальных премий и хит-парадов. При всей мизансцене, описанной выше, в этот раз читатели «МК» достаточно сильно перетасовали колоду известных карт. Что-то развеселило, удивило, а местами озадачило.
Неожиданно, скажем, снизился вес (по процентам голосов) непререкаемых, казалось бы, на сегодня авторитетов — Григория Лепса, Филиппа Киркорова или Земфиры, хотя с точки зрения «кассы» (к которой всегда, и не без основания, апеллирует г-н Киркоров) — это как раз люди первого эшелона. То ли наши музизбиратели не из тех, кто делает кассу на концертах, то ли те, кто все еще «голосует рублем», стали уже задавать самим себе вопросы и мучиться сомнениями.
С другой стороны, вновь актуальной стала стародавняя примета Сергея Лазарева, который еще лет восемь назад вывел формулу: «Голосуй, не голосуй — все равно получишь Билана». В те годы Киркоров еще метал на Димона недобрые взгляды, сильно кипятясь из-за какой-то взбалмошной выходки этого «выскочки»: мол, «ты с мое на сцене попой, а потом и выделывайся!». Прошли годы. Билан таки перешел в категорию «вечных» и просто с феерическими результатами аннексировал (не в первый, надо признать, раз) сразу три номинации ZD Awards 2015 вкупе со своим новомодным данс-электронным проектом Alien 24. Сразу и не разберешь — то ли время застыло, то ли, наоборот, расцветилось новыми красками.
Билан, скажем прямо, и в ушедшем году работал ярко, честно и много. Однако если результат голосования объяснить не только «чистыми» голосами, но и активностью фан-клуба, то сразу возникают вопросы к поклонникам его прямого конкурента — Сергея Лазарева. В прошлом году он даже дважды получил награду «Певец года» (на ZD Awards 2014 в феврале и месяц назад на Первой национальной музыкальной премии), а теперь так неожиданно «просел» — в самый канун долгожданного похода на «Евровидение»-2016! Остается с замиранием наблюдать за развитием ситуации…
Наибольшая толкотня, однако (судя по «размазанным» процентам), произошла за звание «Артист года», поэтому скользкий результат почти наверняка может вызвать колкие комменты у соперников Аниты Цой по номинации. Похоже, неутомимость артистки, сменившей имидж и амплуа, забросавшей чарты новыми песнями и видеоклипами, выпустившей под занавес года альбом «Без Вещей» и не дававшей о себе забывать в качестве телеведущей экзотических шоу, сделала свое дело. Как и телевизионный эффект, которым можно объяснить прорыв Пелагеи в «Певицы года» — ибо как певица именно в этом году она не сделала, конечно, никаких прорывов, но многие просто открыли для себя замечательную и самобытную певицу благодаря ее участию в жюри одного из телевизионных шоу.
«А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо» — пелось в старой песенке про пожар, испепеливший все вокруг. Наша единая попса, живенько отплясавшая-отпевшая отчетный музсезон, оставила тем не менее под занавес года вязкое ощущение грядущего тотального коллапса…
Веселье из последних сил
Как там было у Синатры? It Was A Very Good Year («Это был очень хороший год»). Песенка, конечно, пока не про нас, однако «ЗД-Итоги-2015» все же не дают слишком явного повода для покупки антидепрессантов. И если наши коллеги, пишущие о политике и экономике, находятся внутри настоящего фильма ужасов, то у нас на глазах разворачивается все тот же водевиль. И веселье хоть из последних сил, но продолжается.
Требований к развлекательной музыке не так уж много. Новички должны давать надежду, будто все еще впереди, пластинки — вдохновлять на многократное их прослушивание, концерты — сносить башню, boys- и girls-банды — щекотать ниже живота профильную публику, мастодонты — восхищать мудростью. И после года наблюдения за музпроцессом мы могли бы предположить, что «Моя Мишель» возрождают веру в попсу, альбомы Oxxxymiron и «Скриптонита» изрядно встряхнули местное хип-хоп-сообщество, TequilaJazzz и их весьма экстравагантное представление «150 планетарных колец» стали городской легендой, Адель и Сэм Смит подарили идеальный саундтрек для шопинга, а Полина Гагарина, возможно, сама того не ожидая, совершила на «Евровидении» настоящее чудо…
В очередной раз убеждаемся, что провидцы из нас не очень, хотя некоторые результаты народных выборов мы могли бы поддержать. Serebro и M-Band заслужили свои трофеи как «Поп-группа» и «Группа года» соответственно. И не случись такого, Макс Фадеев и Константин Меладзе — многоопытные продюсеры этих коллективов — могли бы предположить, что ничего-то они в этой модной музыке не понимают.
Весьма эмоциональный семейный дуэт братьев Меладзе, возможно, выглядит слегка тяжеловесным, но исповедь «Мой Брат», написанная будто по следам публикаций в таблоидах, истерично разбиравших жизнь знаменитостей, не могла остаться незамеченной. Блицкриг Билана сразу на нескольких фронтах озадачивает, но только поначалу. Все-таки его «Не Молчи» — и как целый альбом, и как заглавный трек — это поп-музыка, причем с ударением и на первое, и на второе слово. К тому же эксперты по стилю предсказывают моду на нулевые. И здесь один из главных героев прошлого десятилетия снова может стать горячей штучкой. Возможно, даже его старые майки-алкоголички и джинсы получат вторую жизнь. И, наконец, Полина… Умница и красавица, хотя, как выясняется, не такая секси, как троица Serebro.
Стадионный концерт Muse сразу после выхода их новейшего альбома Drones, конечно, метил в «Гастроль года». Однако публика во многом заслуженно выбрала Aerosmith и Робби Уильямса. Давайте уж начистоту: угар, который устроили Стивен Тайлер и К˚ выглядел у стен ФСБ весьма сюрреалистично, а между Робби и его фэнами явно что-то произошло, если британский сердцеед написал потом в своем Твиттере: «Россия, у тебя есть еще один поклонник!». Muse отыгрались в номинации «Иностранный артист», на вершине которой этим джентльменам делать особенно нечего. Про их новый альбом можно сказать лишь «очень честная и очень скучная рок-пластинка».
У победы Басты в номинации «Хип-хоп» в этом году, скорее всего, не совсем музыкальные корни (как и в упомянутом выше случае с Пелагеей). Трек «Собака Съела Товар», записанный им под ником Наггано, очень хорош, но свой триумф г-н Вакуленко все же празднует за работу телеведущим. Если уж умничать, то можно сказать, что Баста стал героем самого слабого сезона шоу «Голос», однако его поклонники этого не заметили.
После смачного беспредела, который устроили участники группировки «Ленинград» на «Новой волне» (конкурс, к счастью, не утонул в мутных водах Черного моря и даже стал «Событием года»), мы пророчили Шнуру и его банде безоговорочную рокерскую победу. Но не шутите с Бутусовым, особенно если он записывает новый альбом, в данном случае «Гудгора», и дает оглушительный акустический вечер. Видимо, когда поклонники Вячеслава кричат на его концертах «Ты — наше всё!», они ни капли не иронизируют…
Все результаты вы можете посмотреть на сайте www.mk.ru.