Газета "Кишиневские новости"

Новости

Олег ЗУБКОВ: «Я — «БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН», КОТОРЫЙ УТОНЕТ, НО НЕ БУДЕТ ПОДДЕРЖАН ВЛАСТЬЮ»

Олег ЗУБКОВ: «Я — «БРОНЕНОСЕЦ «ПОТЕМКИН», КОТОРЫЙ УТОНЕТ, НО НЕ БУДЕТ ПОДДЕРЖАН ВЛАСТЬЮ»
24 декабря
00:00 2015

Противостояние между владель­цем зоопарков и властью Крыма достигло апогея. В знак протеста против произвола властей Олег Зубков закрыл свои зверинцы. На что глава Крыма Сергей Аксенов предупредил, что «Зубков ничего не сможет добиться от властей, ис­пользуя язык шантажа». Между тем все больше людей считает, что скандал вокруг Олега Зубкова — серьезнейший удар по имиджу Крыма.

«Именем революции…»

— Когда Крым, наконец-то, вернулся в Россию, я, Олег Зубков, русский человек, летал как на крыльях, настолько велико было вдохновение. Я безмерно радовался, что это произошло еще при моей жизни. Со слезами на глазах шел голосовать на референдуме. Сидел на купленной ранее бронированной разведывательно-дозорной машине (БРДМ), мои «боевые львы» из пар­ка «Тайган» в случае необходимости готовы были защитить этот выбор крымчан.

Мне казалось, что с «крымской весной» открываются новые возможности. В планах было построить еще пять уникальных пар­ков. Представьте, на каком взлете я тогда находился в своем желании созидать.

Все это обрушилось. Местные власти не только не дают мне развиваться, но ста­ли уничтожать и отбирать то, что мною уже создано.

Первая попытка была предпринята 19 мая 2015 года. Я редко запоминаю даты, но эта стала черной меткой для нашего зоо­парка.

— Это когда в ялтинском зоопарке «Сказка» расстреляли усыпляющими препаратами ваших обезьян?

— В последнее время стало модно про­водить проверки учреждений без уведомле­ний, без направлений либо требований на проверку, без регистрации проверяющих в журналах учета проверок. Просто так, что называется, именем революции… Так и к нам, в «Сказку», на основании жалобы не­кой гражданки, не имеющей постоянного места жительства, нагрянула комиссия: два представителя прокуратуры Республи­ки Крым и три представителя ветеринарной службы города Ялты. А все потому, что не­коей гражданке показалось, что обезьяны в нашем зоопарке больны туберкулезом и могут заразить посетителей. Около вольера с павианами-гамадрилами они показали на­шим сотрудникам распечатанную на прин­тере жалобу. А эта группа обезьян прибыла к нам из зоопарка Таллина два года назад с полным пакетом ветеринарных документов. Обезьяны были абсолютно здоровые. В их семье всегда были малыши.

Проверяющие, не посмотрев никаких документов, открыли по нашим обезьянам стрельбу усыпляющими препаратами. Это все происходило, когда в зоопарке еще хо­дили посетители. Оксана, моя супруга, умо­ляла стрелять хотя бы по самцам, а не по беременным самкам. Когда утром наши со­трудники пошли проведать усыпленных жи­вотных, они все находились в коме. Ветери­нары нащупали нитевидный пульс и вкололи им чудовищную, конскую дозу адреналина.

Никто за это не ответил, никто не был наказан и не пострадал. За день до полу­чения результатов анализов был заготов­лен документ о закрытии зоопарка на два месяца на карантин. Никакого туберкулеза обнаружено не было. Но два месяца мы от­бивались, потратили сотни тысяч рублей на независимые экспертизы за пределами Крыма, делали мазки под камерами. И толь­ко в июле с нас «сняли удавку», подтверди­ли, что действительно, никакого туберкуле­за нет, и отстали от нас.

Мы думали, что этот кошмар закончил­ся, но оказалось, что это было только начало травли.

«1 декабря генератор дали, 6-го — отобрали»

В ночь на 22 ноября 2015 года, после того как украинские радикалы взорвали опоры всех четырех ЛЭП, питающих полу­остров, Крым погрузился во тьму.

— Наши парки оказались отключенными от электричества. Два дизель-генератора по 40 кВт, которые мы купили в Китае и ко­торые должны были на случай ЧП обеспе­чить зоопарки светом и теплом, не были еще растаможены. Мы не могли ввезти их в Крым с Украины 5 месяцев. В критический момент блэкаута обратились с письмом к президенту страны, и купленные генера­торы отдали нам. Мы их в срочном порядке установили. Один агрегат проработал в пар­ке львов «Тайган» до 29 ноября, второй в ял­тинском зоопарке «Сказка» — до 1 декабря. Из-за долгой транспортировки был нарушен режим их хранения, и генераторы вышли из строя. Производитель залил в систему охлаждения воду, полагая, что груз дойдет до получателя максимум за два месяца, а когда в Крыму наступили холода, цилиндры разорвало. Пришлось их ремонтировать.

— Как спасали животных, рыб и птиц?

— Ночью температура опускалась до минусовых отметок. А только в «Сказке» со­держится полторы тысячи животных и птиц, стоит морской аквариум и экзотариум. В коллекции — 250 тропических обезьян, бен­гальские тигры-малыши… Все они остались без подогрева. У нас было два генератора по 7 кВт, это одна десятая часть наших по­требностей. Мы бегали и переключали их из аквариума в террариум, обогревали то малышей-тигрят, то обезьян.

Когда ситуация стала критической, 1 декабря в парк львов «Тайган» при­везли старый, восстановленный 100- киловаттный генератор. За что я очень благодарен местному штабу по ликвида­ции последствий энергоблокады и лично замглавы МЧС России Александру Чупри­яну. Причем мне сказали, что это сделано по личному поручению и с согласия главы Республики Крым. Я принял эту помощь, потому что на тот момент 100-киловаттных генераторов уже не было не только в Кры­му, но и в Краснодарском крае, и даже в Ростовской области.

На следующий день, 2 декабря, мне, как говорится, нанесли «удар в спину». На совещании глава республики Сергей Аксе­нов возмутился, кому, мол, раздали гене­раторы? Это частная коллекция, зоопарк собирает деньги с людей. И распорядился забрать у меня генератор. Прокурор Кры­ма Наталья Поклонская на том же совеща­нии во всеуслышание заявила, что если Зубков не отдаст генератор, мы это будем расценивать как кражу государственного имущества. Я думал, что мне это присни­лось… Я действительно не бедный чело­век. Но случилась чрезвычайная ситуация. Генератор — не мешок картошки, который можно пойти и купить в магазине.

6 декабря приехали и забрали генера­тор, оставив парк с 2 тысячами животных во тьме. Я попросил сына снять все это на камеру и запись отправил известному вос­токоведу и экономисту Евгению Сатанов­скому. Он связался со своим другом Вла­димиром Соловьевым. Благодаря усилиям этих людей в ситуацию вмешался министр энергетики РФ Александр Новак. В воскре­сенье вечером руководитель федерально­го масштаба, у кого под началом находят­ся атомные реакторы, занялся возвратом блуждающего генератора для спасения жи­вотных. В результате в десять часов вечера в парк львов «Тайган» вернули генератор, а заодно и привезли генератор в ялтинскую «Сказку». Но во время энергоблокады у нас умерли три редких бенгальских белых ти­гренка.

«По всей видимости, крымскому правительству не нужны инвесторы»

— В своем обращении к Путину вы упомянули, что проверяющие говорят о том, что все атаки на ваши парки прово­дятся по инициативе вице-премьера Ре­спублики Крым Николая Янаки, одного из владельцев театра морских животных «Акватория», который находится недалеко от вашей «Сказки».

— Господин Янаки заявил в частности, что зоопарк 10 лет не платил арендную пла­ту за ту землю, которую ему хотели дать. При этом он не упоминает, что эта земля так не была мне выделена, и сколько я бился за за­ключение этого договора-аренды, и какая это была эпопея, чтобы получить эти 2,4 гектара земли под строительство зоопарка у корруп­ционных властей Украины. Его это не волнует. Я ему написал, ответил, что так можно дойти до абсурда. В частности, можно обсуждать, сколько стоила та можжевеловая роща на бе­регу моря в Симеизе, которая была сожжена и выкорчевана, на месте которой потом был построен аквапарк, хозяином которого теперь является господин Янаки.

— Что сейчас происходит в ваших зоо­парках?

— Пока я закрыл свои объекты, офици­ально — ушел в отпуск. Парки обслуживаются, животные накормлены. На территории парков свободно проживают 60 львов, 40 тигров, 35 медведей, ягуары, пумы, волки, а также сот­ни животных других пород и птиц. Мы несем убытки, тратим те деньги, которые были пред­назначены для строительства новых объектов. Зоопарки будут закрыты до тех пор, пока я не увижу независимого расследования. Хотя мы продолжаем платить миллионные налоги в бюджет Крыма, в то время как многие зоопар­ки тянут деньги из бюджетов городов, районов и областей. Я понимаю, что я — «броненосец «Потемкин», который утонет, но не будет под­держан властью. Я понимаю, что в России так не делается, но я лучше прекращу деятель­ность своих парков и уеду из Крыма в другой регион или даже в другую страну. Потому что хочу жить и работать спокойно и быть уверен­ным в завтрашнем дне.

— Вам сейчас припомнили и неза­конную установку большой рекламной конструкции около парка «Тайган». Глава республики Сергей Аксенов, в частности, сказал: «Незаконные рекламные конструк­ции будут снесены, независимо от того, львы там или лично Зубков нарисованы».

— Меня штрафуют на 1 миллион 100 тысяч рублей за то, что я поставил буквы с обозна­чением парка «Тайган» с одобрения прошло­го правительства на бесплодном косогоре, на пустыре, где ничего не растет, в пяти киломе­трах от федеральной трассы. Меня штрафу­ют… за порчу почвенного покрова.

Меня штрафуют на 1 миллион 350 тысяч за то, что я по украинским разрешениям за пять дней до того, как российская таможня вступила в свои права, ввез из Европы обе­зьян, ягуаров, кенгуру для пополнения своей коллекции в парке львов «Тайган». Меня штра­фуют за это задним числом, спустя год.

Спустя год на меня возбудили уголовное дело за то, что я в сентябре 2014 года заре­гистрировал в собственной квартире четве­рых друзей из Молдавии, которые приехали в Крым на две недели. Зная строгость россий­ских законов, я сказал жене: «Пойди зареги­стрируй ребят, чтобы у них не было проблем». Через год в отношении меня возбудили уго­ловное дело за фиктивную регистрация, ска­зали: «Есть подозрение, что они там не ноче­вали». Что это такое? Я езжу без конца на эти допросы и следственные действия.

Причина нападок на меня — зависть, эго­изм и сведение личных счетов. Еще полтора года назад я был успешным человеком, де­путатом Верховного совета Крыма, сегодня я уголовник, контрабандист, негодяй, человек, который неугоден Крыму.

— Продумываете план действий, если все-таки придется переезжать?

— Два переезда равны одному пожару. Это крайняя мера. Зоопарк — это ведь не че­модан с ручкой, это тысяча животных, эта — инфраструктура, вросшие в землю вольеры. Скажите, скоро ли в Крым приедут новые ин­весторы, увидев, как местный предпринима­тель, российский гражданин, который любит Крым, Россию и ее президента, был вынужден уехать с полуострова?

Светлана САМОДЕЛОВА

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,810,00%
EUR19,050,00%
GBP22,250,00%
UAH0,450,00%
RON3,830,00%
RUB0,190,00%

Курсы валют в MDL на 27.04.2024

Архив