Молдавский тупик
В Европе и США понимают, что связались не с теми людьми, но найти других пока не могут
На семинар, организованный в Кишиневе Парламентской ассамблеей НАТО, из Мюнхена прилетел Владимир Сокор. Он частый гость в нашей столице. Работает аналитиком в Джеймстаунском фонде, записной антикоммунист, что, впрочем, не помешало ему быть консультантом по внешней политике у Владимира Воронина. Сокор всегда и везде воспринимается как рупор и проводник вашингтонской администрации. То, что сказал аналитик о нынешней власти в Кишиневе, можно расценивать как приговор Государственного департамента США политическому классу Республики Молдова.
Дигноз Сокора
О Филате: «Сначала он был соучастником этой системы, затем прощал ей все, затем терпел ее и под конец стал ее жертвой. Именно Демократическая партия нуждается в коалиции с либеральными демократами, чтобы использовать их как ширму и называться проевропейской коалицией. Есть риск, что Михай Гимпу и Юрие Лянкэ не примут союза с коммунистами, иначе потеряют электорат. Но ДПМ нуждается в обезглавленной ЛДПМ, захваченной, ослабленной, чтобы спрятаться за спину европейской фирмы и продвигать свои интересы».
О Лянкэ: «Ясно, что существует договоренность между Лянкэ и Плахотнюком, хотя об этом официально сказано не будет… Теперь ДПМ предлагает расколоть Министерство иностранных дел и европейской интеграции, а должность главы ведомства отдать Юрию Лянкэ. Не исключено, что последний станет главой нового правительства, которое полностью будет контролироваться Демпартией… Наихудший период в молдавской политике – правление проевропейского кабинета министров во главе с Лянкэ в 2013-2014 годах. В это время произошли самые безобразные акты коррупции: кража в банках, непрозрачная концессия Международного аэропорта Кишинева подозрительными российскими компаниями».
О Плахотнюке: «До сих пор все предпочитали находиться в неведении, игнорировать фактор Плахотнюка. Теперь это проблема, обсуждаемая в верхах. Все, наконец, осознали наличие этого фактора. Я имею в виду иностранных дипломатов. В 2014 году о нем говорили, но шепотом из-за опасения того, что его власть разрослась до таких масштабов, когда он со дня на день может изменить внешнюю ориентацию РМ. По этой причине европейцы и американцы не шли против Плахотнюка. Расчет был такой: нормально пройдем подписание и ратификацию Соглашения об ассоциации, не будем ставить под угрозу «Священную коалицию» и будем пока замалчивать проблему под названием Плахотнюк».
Приговор Фюлле
В том же ключе на семинаре выступил и бывший еврокомиссар по вопросам расширения и добрососедства Штефан Фюлле: «Я здесь не для того, чтобы давать советы молдавским политикам, но у меня есть одно наблюдение. Сегодня я неоднократно слышал о необходимости создания «проевропейского» правительства. Вы не могли бы мне объяснить, что это значит?… Некоторые из нас, приезжая в вашу страну, видя столько флагов ЕС, задумываются и приходят к выводу: а не используете ли вы нас в качестве «алиби» для того, чтобы продвигать политику, которая не имеет ничего общего с Европой? Мне кажется, то новое, что придет на смену нынешнему серьезному кризису, не должно быть обязательно проевропейским правительством. Я не уверен, что понятие «проевропейское правительство» еще привлекательно для людей. В первую очередь, из-за проводимой вами политики, и отчасти из-за политики, которую проводит Европейский союз. Это должно быть промолдавское правительство, выступающее за реформы и за внедрение положений Договора об ассоциации с ЕС».
Надежды Канду
После семинара Парламентской ассамблеи НАТО Андриан Канду отправился в Брюссель, где надеялся найти поддержку вновь создаваемой коалиции. Однако вот что спикер услышал в столице Бельгии от евродепутата Габриэль Циммер: «Кто ее (борьбу с коррупцией – ред.) будет проводить, ведь, похоже на то, что сам политический класс страны вовлечен в коррупционные схемы и банковский скандал? Мы хотели бы узнать, в какой степени на переговорах по созданию парламентского большинства фигурирует проблема бедности, поскольку мы знаем, что Молдова – одна из самых бедных стран в Европе. Необходимо вернуть доверие политическому классу, это имеет первостепенное значение».
Похоже, и в Европе, и в США понимают: в течение шести лет они политически и финансово поддерживали безответственных двуличных типов, склонных к клептомании. Любопытно, сумеют ли в Вашингтоне и Брюсселе полностью прозреть и избавиться от иллюзий, что нынешнюю власть в Молдове можно заставить жить по-европейски?
Евгений ГОЛЬША.