«Я СТОЯЛ К НЕМУ ЛИЦОМ, МЕТРАХ В ПЯТИ»
Чудом выжившие при теракте в парижском «Батаклане» зрители поделились со СМИ историями своего спасения
Французские врачи продолжают бороться за жизни десятков людей, госпитализированных в критическом состоянии после терактов в Париже в ночь на 14 ноября. А те, кому удалось невредимыми или с легкими ранениями выйти из бойни в концертном зале «Батаклан», рассказывают, как спасались. В любой трагедии есть место подвигу — спасая человека у концертного зала, был ранен и наш коллега, журналист издания Le Monde.
«К началу концерта, в 21 час, все было хорошо», — рассказывает Эрик В., пришедший с двумя подругами в «Батаклан» послушать Eagles of Death Metal и находившийся на балконе. Когда раздались выстрелы, молодые люди подумали, что это взрывы петард. «Мы слышали звук, но ничего не видели. Первым нашим рефлексом было не смотреть, что происходит внизу. Внезапно все поменялось, когда мы увидели, как члены группы покидают сцену, а люди бросились врассыпную, искали, где укрыться. Были очереди выстрелов, длинные; затем одиночные выстрелы. Это длилось минут десять. Мы, находившиеся на балконе, укрылись между кресел. Подняв голову, я увидел, как внизу люди падали на землю». Эрику и еще нескольким людям удалось выбраться по служебной лестнице — то, что было на улице, он описывает как «полный кошмар»: «В голове была только одна мысль — бежать. В спешке я упал, меня едва не затоптали».
Пришедший со своим братом на концерт 34-летний Бенуа также был на балконе — он оказался в числе последних покинувших здание зрителей. Ему и еще нескольким людям удалось покинуть балкон. «Когда я добежал до двери, я не видел своего брата. Я дернул дверь, и все хлынули в нее, а я наконец увидел брата — прямо за ним стоял один из стрелявших, я стоял к нему лицом, метрах в пяти. Я видел его лицо, я смогу его узнать. У него был сосредоточенный, хладнокровный вид. Нам удалось заблокировать дверь огнетушителем, мы оказались запертыми, все стояли на ногах. Если бы тот человек захотел прийти за нами, мы были бы как в мышеловке…» Тем не менее попавшим в западню зрителям удалось сбежать через вентиляцию: люди составили живую лестницу, чтобы суметь забраться на высоту в 3–4 метра.
Некоторых укрывшихся в помещениях концертного зала террористы пытались выманить обманом, рассказывает Алис, которой еще с 25 зрителями удалось укрыться справа от сцены. «В какой-то момент они заинтересовались нашей дверью и сказали: «Выходите, это RAID» (спецподразделение французской полиции. — Авт.). По счастью, никто на это не купился. По словам Алис, нападавшие владели французским языком, шутили и смеялись над некоторыми из заложников.
«Он был слегка небрит, молод — лет двадцать, одет в черное, без маски», — описывает одного из нападавших другой посетитель «Батаклана», Жульен: «Они перезаряжали оружие, у них было столько времени, сколько им было нужно. Они перезаряжались три или четыре раза, стрельба длилась минут десять». Жульену удалось бежать через аварийный выход.
В ходе трагических событий в концертном зале «Батаклан» пострадал и журналист издания Le Monde Даниэль Псенни. В тот вечер он был у себя дома — прямо позади здания зала — и работал, когда услышал громкие звуки. «Я живу на 12-м этаже, и мои окна выходят как раз на аварийные выходы «Батаклана», — приводит его рассказ Le Monde. — Иногда случается видеть эвакуацию, но здесь все бежали врассыпную, я видел людей на земле, кровь…». Даниэль, недолго думая, решил спуститься вниз, чтобы открыть двери людям, ищущим укрытия: «Я открыл дверь. На тротуаре лежал человек. Вместе с еще одним мужчиной, которого я после не видел, мы затащили его в холл. Должно быть, в этот момент я и «поймал» пулю… Помню, было ощущение, что петарда взорвалась в левой руке, я увидел, как брызнула кровь. Думаю, стрелок был в одном из окон «Батаклана». Мы поднялись к соседям на 14-й этаж. У человека, которого мы принесли, была пуля в ноге. Это был американец… Его бил озноб, он кричал, что умрет. Мы позвонили пожарным, но они не могли нас эвакуировать. Я позвонил подруге, которая объяснила, как наложить жгут при помощи моей рубашки». После окончания осады за журналистом и пострадавшим американцем пришли бойцы RAID.
Ренат АБДУЛЛИН.