АД ДЕ ФРАНС
«Отменить футбольный чемпионат Европы — значит капитулировать перед террористами»
Самоподрывы террористов-смертников у парижского стадиона в Сен-Дени во время товарищеского матча футбольных сборных Франции и Германии не повлекли за собой большого количества жертв, как во время других атак страшной ночью с пятницы на субботу. Пока республика спорит о целесообразности проведения будущим летом финальной части футбольного чемпионата Европы, многие говорят и о чуде: как на стадионе — 80-тысячнике — удалось избежать массовых смертей и почему после осуществления террористами «плана Б» арена избежала паники и давки?
Чудо состоит в том, что деталей происходящего за стенами «Стад де Франс» зрители не знали: очевидцы вспоминают, что на трибунах был слышен некий взрыв, но люди не стали поддаваться панике и спасаться бегством. Самое главное в том, что у многих посетителей перестала работать мобильная связь: это было сделано по распоряжению МВД главным образом с целью лишить террористов возможности координировать действия, но в то же время внутрь арены почти не поступала информация. То же самое было предпринято в Москве во время взрывов в Тушине во время рок-фестиваля «Крылья» в 2003 году, и тогда паники удалось избежать.
Еще один источник информации — Интернет — тоже был не у всех, так как спортивные арены в Европе не обеспечены бесплатной сетью WiFi. Сама точка, конечно же, есть, но она защищена паролем, который знали только дирекция и сотрудники стадиона, а также аккредитованные СМИ. Главная спортивная газета страны «Экип» сообщила, что телеканал, который вел прямую трансляцию матча, не сообщил в прямом эфире о взрывах в Сен-Дени. Ложь во спасение: в противном случае информация могла спровоцировать появление родственников зрителей в опасном квадрате.
■ ■ ■
Крупные спортивные состязания, такие как этап серии Гран-при по фигурному катанию, отменены. Матчи очередного тура футбольного чемпионата страны перенесены на более поздний срок. Только лишь знак траура по погибшим или незнание того, что делать дальше?
В июне 2016 года Франции предстоит принять второй по значимости футбольный турнир на планете — чемпионат Европы, где примут участие сборная России и еще 23 команды.
Жак Ламбер, президент оргкомитета турнира, в интервью утром после трагедии сказал, что в ночь с 13-го на 14-е не присутствовал ни на «Стад де Франс», ни вообще в Париже. Но точно так же следил за событиями по телевизору и, по его признанию, как и все французы, пришел в состояние глубокого шока. Он заявил, что методы работы государства в антитеррористическом направлении останутся прежними.
«Риск терроризма был прописан в качестве ключевого еще в заявочной книге перед выборами страны-хозяйки, — подчеркнул он. — После январских событий в Париже он стал еще острее, но направления наших совместных с МВД Франции действий остались неизменными. Опасности, которые мы условно делим на террор, хулиганство и естественные катастрофические явления, не могут быть схожими по сценарию и стопроцентно предсказуемыми. Но можно постоянно оценивать их уровень. Сейчас серьезность такого риска в разы выросла. Но не думайте, что я предам публичной огласке информацию, которая может быть использована людьми, которые намерены нам навредить. Скажу лишь, что все в руках государства, которое — нет ни малейших сомнений — соберет все данные и сконцентрирует средства в целях безопасности и спокойствия граждан».
Главный вопрос, на который профилирующие ведомства стремятся найти ответ: были ли террористические действия близ главного стадиона Франции намеренным ударом по Евро-2016 или же объект был выбран просто из-за массового скопления народа и присутствия первых лиц государства? «Целят в нашу страну, — уверен месье Ламбер, — но если мишенью окажется глобальное событие, каким должен быть чемпионат Европы, взрывы зазвучат еще громче. В этой связи плохо то, что принятые нами меры уже никак не назовешь «дружественными», но для меня важнее, что люди вернутся со стадионов невредимыми».
Тем не менее в сообществе популярных хэштегов в память о трагедии все чаще раздаются призывы провести турнир во что бы то ни стало. «Отменить чемпионат Европы — значит капитулировать перед террористами»; «Организуем во что бы то ни стало, иначе потеряем лицо», — в один голос повторяют политики и спортивные деятели Пятой республики.
Дмитрий ЛЮБИМОВ.