Ренато Усатый: «Нравится быть куклами – будьте. Без меня…»
В течение последних двух недель лидер «Нашей Партии» неизменно оказывался в эпицентре самых громких событий общественно-политической жизни страны
А они, эти события, сразу после задержания ВладаФилатавздании парламента, попросту понеслись галопом. Буквально пару дней спустя, как мы помним, Усатый выложил полтора десятка аудиороликов с записью «перехватов» телефонных разговоров Филата с мэром Оргеева Иланом Шором – которые не только открыли некоторые подробности «изъятия» денег из банковской системы страны, но и мгновенно разошлись на цитаты (думается, «курочку с майонезом» господину Шору вспомнят ещё не однажды).
Опять-таки первым, Усатый ещё через несколько дней обнародовал запись телефонных розыгрышей, учинённых российскими пранкерами над президентом Тимофти и главой МВД Баланом. В оставшееся время молодой лидер «НП» побывал в Москве, был арестован по возвращении в Кишинёв, провёл почти двое суток в камере и был триумфально выпущен на свободу прямо из зала суда сектора Центр. Да, а в этот понедельник Усатый попросту встал и ушёл посреди эфира программы одного из молдавских каналов, тоже впервые.
«Коалиции не нужны реформы»
Между тем, за этими скандальными происшествиями как-то затерялось событие, добавившее важных штрихов к портрету самого Усатого и к общей концепции «Нашей Партии». Напомним, что некоторое время назад румынский премьер Виктор Понта публично призвал лидеров молдавского АЕИ сохранить коалицию. «Нет альтернативы действующей власти. Они должны продолжать сотрудничать. Альтернатива означает хаос, досрочные выборы и возвращение пророссийских партий», – заявил премьер соседней страны. Понта добавил, что «Румыния не будет давать деньги коммунистам или Додону», и что его страна «поддерживает прорумынскую коалицию с условием, чтобы она оставалась направленной на реформы и ЕС».
На это откровенное, высокомерное, граничащее с фанаберией заявление румынского политика Усатый отреагировал язвительнее, чем даже самые злые комментаторы в соцсетях:
«Понятно, что правящая в Молдове коалиция не является промолдавской, но все же спасибо Виктору Понте, который внес ясность. Конечно же, ключевые слова в его речи – «прорумынская коалиция». Они многое объясняют. Прорумынской коалиции не нужны ни реформы, ни так называемая евроинтеграция. Её задачи: дискредитировать институты власти, уничтожить веру молдаван в собственное государство, поселить уверенность, что у Молдовы ничего не получилось и в Румынии нам всем будет лучше, разворовать всё, что только можно. Точки над «i» расставлены, ставка высока: молдавская государственность. Наша задача – не позволить «прорумынской коалиции» реализовать свои планы. И мы не позволим».
Таким образом, Усатый предельно чётко обозначил главную, может быть, задачу ныне им возглавляемого протестного движения и приоритет «Нашей Партии» – не допустить поглощения Молдовы Румынией. Так же отметим уверенность Усатого, что процесс аншлюса уже запущен.
«Режим готов на все…»
Тот факт, насколько легко и лихо команда российского пранкера «Вована» (телефонные хулиганы) разыграла президента Тимофти и руководство молдавского МВД, кажется уморительным лишь на первый взгляд. Высокие чиновники, с поразительной доверчивостью выболтавшие «Саакашвили» и «Авакову» всё, что у них на уме относительно положения дел в их собственной стране, наводят, по трезвому разумению, на очень тревожные мысли. И совершенно не случайно премьер Валерий Стрелец оценил разговорчивость министра Балана как «непростительную ошибку».
Усатый, обнародовавший эти записи, также считает, что «шутка вышла серьёзной».
«Какие же выводы мы можем сделать из услышанного?
Во-первых, сегодняшний молдавский госаппарат работает против граждан. На деньги налогоплательщиков покупаются баллоны со слезоточивым газом, чтобы травить тех же налогоплательщиков.
Во-вторых, режим готов на любые действия против своих оппонентов. “Упаковать” – как выразился Кожокарь – в Одессе?! Пожалуйста! Ни в чем не виновен?! Не важно. Был бы человек, а статья найдется.
В-третьих, товарищ Тимофти, как мы могли убедиться, отлично изъясняется на русском языке и называет полицию милицией. Сказывается прошлое советского судьи, отправлявшего диссидентов на принудительное лечение.
В- четвёртых, это ещё одно весьма наглядное подтверждение того, что система полностью прогнила. Качество человеческого материала оставляет желать лучшего. Что Балан, что Кожокарь изъясняются в беседах с «украинскими коллегами», как рядовые жулики. Между тем, это верхушка МВД. Интересно, что многие полицейские рангом пониже – вполне интеллигентные люди, но наверх не попадают. Работает отрицательный естественный отбор. Министры в Молдове – не начальство, а прислуга для верхушки преступного синдиката. Такая прислуга должна поменьше думать и всегда брать под козырек. Умники там не задерживаются.
В-пятых, считаю, что подобные телефонные «шутки» вполне корректны, если речь идёт о чиновниках, обличённых огромной властью. Граждане имеют право знать, кто руководит страной. На пресс-конференциях и в телеэфирах они все зайки, но заглядывая под ковер, видишь совсем другую картину», – что называется по полочкам раскладывает ситуацию Усатый.
Что пытались найти дома у Усатого?
Мы, как и все остальные наблюдатели, не понимаем ни смысла, ни даже повода к аресту, которому подвергся лидер «НП» в конце прошлой недели, сразу по прилёту из Москвы. Зачем предъявлять обвинение в «нарушении тайны переписки», карающееся незначительным штрафом, в присутствии отделения спецназа СИБа? Понятно ведь, что только серьёзная спецслужба располагает возможностью регулярно слушать и записывать телефонные разговоры двух отнюдь не рядовых граждан страны, причём, по закону, лишь с санкции прокурора. Почему же обвиняется только тот, кто эти записи просто обнародовал? Что пытались найти во время обысков дома у Усатого и в офисе его партии? Всё те же записи разговоров Шора с Филатом? Так Усатый их и не скрывал, и уж, надо полагать, с удовольствием поделился бы ими – только попроси.
Почему-то кажется, что вменяемых ответов на эти вопросы не существует в принципе – учитывая, насколько абсурдно, как будто под влиянием минутного эмоционального импульса действовали те, кто этот арест организовал.
И всё же за прошедший год что-то явно изменилось – то ли для самого Усатого, то ли для страны в целом. Активисты «Нашей Партии», помнящие те прошлогодние варварские «шмоны» , говорят, что во время нынешних обысков полицейские даже вели себя совершенно по-другому – спокойно, корректно, чуть ли не предупредительно. Вновь не обошлось без плюшевых Чебурашек (интересно, на сколько обысков вперёд их заготовил Усатый?), которые стали поводом лишь для мягкого юмора. На этот раз молдавская репрессивная машина работала явно без всякого вдохновения.
Власть потерпела сокрушительное поражение
А вот реакция молдавского общества на этот арест оказалась в разы более активной, чем даже в момент снятия партии «Патрия» с парламентских выборов. Высказались многие, не особенно при этом стесняясь в выражениях.
Так, например, экс вице-премьер Молдовы Александр Муравский оценил задержание Усатого как проявление недееспособности власти:
«Думаю, что приказ о задержании Усатого в такой форме (в аэропорту, маски-шоу) мог отдать только его преданный соратник. Потому как ни одно действие не смогло бы так поднять рейтинг Усатого и сплотить ряды его сторонников. Есть только одно другое объяснение этого задержания: приказ отдал полный идиот».
О том, что арест только добавит очков Усатому говорил и Марк Ткачук, который хоть и отмежевался от ПКРМ и молдавской политики, но по-прежнему остаётся интригующим аналитиком:
«Когда подобные вещи происходят со стороны абсолютно неавторитетной власти, то подвернутый репрессиям политик получает только очки в плюс. С другой стороны, организуя подобное задержание, авторы этого процесса, на какие бы статьи Уголовного кодекса они ни ссылались, должны ясно понимать, что угрозу национальной безопасности представляет не Ренато Усатый. Если бы действия силовых структур соответствовали Конституции и всем внутренним документам, то им следовало бы задержать более половины депутатов молдавского парламента и всех членов молдавского правительства. Если бы СИБ был заинтересован в национальной безопасности, то сегодня произошло бы задержание руководства СИБ, а не Усатого. Просто потому, что это руководство работает сразу на несколько иностранных спецслужб, начиная с румынских. Всё это еще один симптом абсолютной непригодности и судов, и спецслужб, и всех, кто сегодня управляет государством».
Вообще, за то недолгое время, что Усатый провёл в камере, версий о причинах его ареста было высказано множество. В том числе и весьма экзотических. Здесь хотелось бы привести довольно тонкое, хоть и спорное замечание бывшего дипломата, учёного Виктора Боршевича:
«Я считаю, что посредством этого ареста Усатому намеренно добавили «героического ореола». Цель – рассорить его с Игорем Додоном. Чересчур эффективным выглядит их протестный тандем. Приподнять одного, принизить другого – авось поссорятся. Принцип «Разделяй и властвуй» испокон веков исповедует любая власть, молдавская – не исключение».
Хоть Усатый и утверждает, что был почти уверен, что придётся отсидеть в камере ещё как минимум 30 дней, в минувшее воскресенье его выпустили прямо в зале суда, заключение не продлив. Несколько часов подряд скандировавшая «Свободу Ренату!» толпа взорвалась ликованием. И эти эмоции, столь искренне охватившие протестующих соратников Усатого, следует, пожалуй, считать одним из главных поражений власти за последние несколько месяцев.
Морарь и Нантой в роли полезных идиотов
Разумеется, ситуация с арестом Усатого никак не могла обойтись без «версии Кукловода». Удивительно, как много людей в стране хотят думать, что без разрешения Великого и Ужасного даже голуби не смеют издавать звуки.
Почему-то услышать из уст лидера «НП» о «договорённости с Плахотнюком» очень хотелось в минувший понедельник и соведущим программы «Политика» на канале TV7. Хотелось до такой степени, что не выдержал даже никогда не избегавший пикировок Усатый, который попросту ушёл с середины прямого эфира.
«Вот и ответ на все вопросы последних дней! Почему выпустили в воскресенье? Почему вообще выпустили? Почему поставили подозрительного судью? Чтобы Морарь, Нантой и все остальные, которые проявятся в ближайшие часы и дни, имели, о чем потрепаться! Поприкидывать сценарии. Поискать закулису.
Кукловод вертит всеми как хочет. Захотел – посадил. Захотел – освободил. И мы, как бараны, должны сидеть в студии и разбираться, что он имел в виду?! Каковы, черт возьми, его планы?! А не работает ли на него Усатый!?
Морарь и Нантой отлично справились с ролью полезных идиотов. Сейчас в игру вступят «аналисты» на зарплате. Я в этой кулинарии не участвую. Нравится быть куклами – будьте. Без меня», – прокомментировал Усатый свой демарш в тот же вечер на странице в Фейсбуке.
Дмитрий ГАМАЮНОВ.