Мелодрама , разыгранная в парламенте Молдовы
Сенсационная новость минувшей недели – задержание 15 октября Владимира Филата
Председатель Либерально-демократической партии подозревается в причастности к незаконному выводу денег из BANCA DE ECONOMII. Нечто похожее, но, конечно, не столь масштабное, в Молдове уже происходило. Например, Юрия Рошку лишали депутатской неприкосновенности… пять раз. А бывший народный избранник от Партии демократических сил, владелец автозаправок и телеканала «Каталан» Георге Стрэйстяну даже отсидел четыре года за участие в кражах.
Филат: «Прошу всех не признавать генпрокуратуру!»
Задержание бывшего премьер-министра, лидера одной из правящих партий произвело эффект разорвавшейся бомбы. Впрочем, начало пленарного заседания парламента особых сюрпризов не предвещало. Лидеры парламентских фракций, как это было и пять, и десять лет назад, по очереди выходили к трибуне и выступали с программными речами. Владимир Филат дежурно говорил о давлении площади на законно избранный парламент, о евроинтеграции, демократии и популизме. А после требования генпрокурора Корнелиу Гурина снять депутатскую неприкосновенность, лидер ЛДПМ заговорил совсем о другом. «Я хочу, чтобы Гурин вспомнил, как его назначали на пост. Решение принималось не в Национальном центре по борьбе с коррупцией, не в генпрокуратуре. Все решалось на улице Кантемира (там расположен один из офисов Влада Плахотнюка – ред.)», – откровенничал Владимир Филат. Обращаясь к Дмитрию Дьякову, он предложил: «Посчитайте, сколько уходит через «Молдтелеком», сколько украдено через «Металферос», через энергосистему, и вы узнаете, почему страна плохо живет!». Не забыл лидер либерал-демократов и о коммунистах: «Господин Воронин, смеется тот, кто смеется последним. Следующей жертвой будете Вы. Скоро узнают, как сын президента покупал земли». Упрек прозвучал и в адрес Михая Гимпу: оказывается, заявил Владимир Филат, против его племянника Дорина Киртоакэ и сотрудников мэрии Кишинева открыто около 600 уголовных дел. Загнанный в угол бывший премьер-министр даже перешел на риторику платформы «ДА»: «Начиная с этой минуты, я как гражданин прошу всех не признавать генпрокуратуру. Она выступает против всех, не только против ЛДПМ. Это то правосудие, где решение принимается до заседания».
Как Кукловод переиграл контрабандиста
По словам Корнелиу Гурина, Илан Шор добровольно(?) пришел в Генеральную прокуратуру с заявлением на Владимира Филата 12 октября. На следующий день почему-то лишь к концу рабочего дня с 17:45 до 20:28 проводился первый допрос. Кстати, не в прокуратуре, а в офисе Шора. 14 октября, как известно, был выходной день. В этот же день вечером, по словам Филата, он договорился с Плахотнюком удовлетворить требования протестующих и отправить Генерального прокурора Корнелиу Гурина в отставку. Это якобы должно было снизить накал страстей на площади. Однако у кукловода был заготовлен совсем другой план. В минувший четверг эта мелодрама и была разыграна в парламенте. В том, что именно Плахотнюк организовал долгожданное «падение» Владимира Филата, мало кто сомневается. Это очень похоже на почерк олигарха, отработанный в течение долгих лет на «бизнес-партнерах». Любопытно, что, по словам Корнелия Гурина, против Владимира Филата дали показания и несколько депутатов из фракции ЛДПМ. Задержание главного либерал-демократа отвлекло внимание протестующих от самого Влада Плахотнюка и его ставленника генпрокурора, превратившегося за один день из покровителя людей, укравших миллиард, в героя, преследующего авторов кражи века. Впрочем, не испытывая ни малейшего сочувствия к участи Филата, не можем не задаться вопросом: как удалось генпрокурору в течение праздничного дня, 14 октября, не только «глубоко изучить», проверить показания Шора, но и подготовить доклад депутатам? И почему председатель парламента Канду (фин Плахотнюка) так уверенно зачитывал прокурорское обвинение?
Кто слил в СМИ донос Шора?
Странно, но показания Илана Шора, написанные им собственноручно, на следующий день после задержания Филата появились в СМИ. Очевидно, что без команды «с самого верха» утечка таких документов из прокуратуры невозможна. Как явствует из десятистраничного доноса мужа Жасмин, в общей сложности за несколько лет бизнесмен передал председателю ЛДПМ около 250 миллионов долларов! К десяти страницам протокола подшиты 148 листов приложений. Мэр Оргеева утверждает: именно бывший премьер втянул его в аферу с Banca de Economii. Вот цитата из показаний: «Договорились, что Филат обеспечивает получение моим и его фирмам контрольного пакета BEM и перевода туда денежных потоков всех госпредприятий, агентств, ведомств, казначейских счетов. Я должен был обеспечить инвестиции на сумму в $50 миллионов. Филат также попросил $5 миллионов на текущие расходы по эмиссии». Не брезговал Владимир Филат и «мелкими» подарками (на сумму $7млн) от мэра Оргеева, в числе которых названы автомобили класса «люкс», часы, оплата чартерных рейсов самолетов, аренда яхт. Буквально накануне задержания, 10 октября этого года, как заявляет Илан Шор, председатель ЛДПМ взял у него прямо в офисе либеральных демократов на партийные нужды двадцать миллионов леев наличными. Осенью прошлого года, по словам Илана Шора, он встречался в гостинице «Кодру» с Филатом, Плахотнюком, а также возглавлявшим тогда кабинет министров Юрием Лянкэ. Обсуждалась критическая ситуация, сложившаяся в банке. Есть в этом месте признаний интересная говорящая деталь. Единственный раз упомянутый в протоколе допроса Плахотнюк якобы пригрозил ему «большими проблемами, если исчезнут деньги BEM». И это в середине 2014 года! Словно уже тогда он знал, что произойдет с BEM спустя полгода. К тому же проблемы возникли пока отнюдь не у Шора, несмотря на то, что деньги BEM, как говорят в Одессе, таки исчезли.
$60 или $80 миллионов?
Мало кто сомневается в причастности Владимира Филата к краже века. Однако то, как все было проделано, не может не вызывать вопросы. Более того, действия властей демонстрируют намерение любой ценой удержать захваченные полномочия, даже если приходится при этом топить своих партнеров. Павел Мидриган, адвокат, в беседе с корреспондентом «МК» обратил внимание на то, что допрос Илана Шора и оформление протокола проводились в офисе бизнесмена, а не в прокуратуре, как это принято. Что это: платная услуга для VIP-персон или чья-то команда? Процедура прохождения таких дел имеет свои этапы, которые физически невозможно уложить в 40 часов (от времени завершения первого допроса Шора до доклада Гурина в парламенте). Обычно прокурор после допроса собирает в достаточном количестве доказательства, допрашивает свидетелей и только потом обращается к своему непосредственному начальнику, тот вникает в дело, перепроверяет сомнительные детали и докладывает заместителю генпрокурора. И только на финальном этапе, считает Павел Мидриган, включается генпрокурор. Провернуть все за один день, к тому же выходной (14 октября – Храм Кишинева), просто нереально. Но, если за всем действом стоит чья-то заинтересованная властная рука, то, естественно, все становится возможным.
Перечитывая протокол допроса Илана Шора о том, как Филат вымогал у него деньги, трудно понять, кто в этой олигархической спарке больший негодяй: «В общей сложности с конца 2013 по сентябрь 2014 года суммы, выданные Филату, составили около $60-80 млн(??!). Кредиты в основном брались на мои фирмы, но отправлялись на несколько его оффшорных компаний, а иногда передавались наличными». Даже миллиардеры Бил Гейтс и Джордж Сорос точно вам скажут, на что и сколько потратили. «Вилка» в 20 миллионов долларов – это что-то немыслимое для человека, зарабатывающего деньги. И проколов таких в доносе достаточно много. Вполне возможно, делались они сознательно. Кукловод решил просто попугать Владимира Филата, подержать его месяц в следственном изоляторе, а позже из-за процедурных нарушений при задержании – отпустить. После пребывания в СИЗО «партнер» по альянсу в принципиальных вопросах должен быть более сговорчивым.
Александр ТОКАРСКИЙ.