Ренато Усатый: «Сезон загонной охоты на олигархов открыт»…
Влад Филат отправлен за решётку – во многом усилиями уличного протестного движения
Последняя неделя – начиная с минувшего четверга – стала, по всей видимости, самым «остросюжетным» периодом в политической жизни страны со времён событий апреля 2009-го года. Она же окончательно убедила нас в том, что, во-первых, протестное движение способно на практике добиваться заявленных целей, а во-вторых – что манифестанты уже сегодня стали реальной, едва ли не ведущей общественно-политической силой в республике.
«Минус один гузган»
В четверг, 15 октября, как и было обещано, «Наша Партия» и ПСРМ организовали очередную крупную акцию протеста под стенами парламента. Мероприятие намеренно «синхронизировали» с заседанием молдавского законодательного органа, на котором, согласно упорно циркулировавшим накануне слухам, ожидалось объявление об отставке Генерального прокурора Гурина.
«Сохраняем спокойствие, не поддаёмся ни на какие провокации. Сейчас там, в парламенте, начнётся шоу. И в зависимости от тех отставок, которые произойдут в ближайшие часы, мы примем решение о том, как действуем дальше. Покажем, что мы лучше тех, кто сейчас выступает с парламентской трибуны», – обратился к протестующим Усатый, ещё не предполагая того, что случится буквально через пару часов.
Между тем, две огромные панели, транслировавшие парламентское заседание «для улицы», показывали именно господина Гурина. Генпрокурор совершенно не собирался ни в какую отставку, а напротив, предложил депутатам проголосовать за снятие неприкосновенности с Влада Филата – поскольку появились «новые доказательства причастности председателя ЛДПМ к незаконному выводу средств из банковской системы страны». (Как выяснилось чуть позднее, речь шла о данных двумя днями ранее показаниях примара Оргеева Илана Шора). За это предложение, исключая либердемов, дружно проголосовали депутаты всех парламентских фракций…
Сразу после этого в стане протестующих случилось понятное ликование. Известный своей импульсивностью и любовью к разного рода хепенингам, Усатый тут же призвал протестующих «ловить Филата», который, по некоторым данным, уже находился где-то в периметре парламентского квартала и якобы мог улизнуть:
«Пожалуйста, звоните друзьям и родственникам. Пусть будут на машинах наготове. Я уже дал команду нашим активистам приготовить по 50 машин, потому что «Филя» будет пытаться уехать из Молдовы в Румынию. За аэропорт не беспокойтесь, там все в порядке»…
Лидер «НП» даже пообещал во всеуслышание новенький «Мерседес» – тому полицейскому, который будет достаточно ловок, чтобы «скрутить» Филата. «Главное – не прыгайте на него всей толпой, иначе закончатся машины в автосалоне»…
Владимир Филат, которому всё же удалось «прорваться за флажки», произнеся в парламенте свою речь о «политическом заказе» и о том, как плохо всем будет, если он начнёт давать показания, из дверей законодательного органа вышел уже в качестве арестованного – сначала на трое, а затем на тридцать суток. Сегодня уже всем очевидный конец политической карьеры председателя ЛДПМ Усатый прокомментировал кратко: «Минус один гузган». А в палаточном «Городке Победы» протестующие разыграли пародийную сценку свадебного обряда «dezbrăcatul miresei» (раздевание невесты). В роли «невесты» выступил один из манифестантов в маске с наклеенным фото лица Владимира Филата. Городок встретил это неожиданное развлечение весёлым смехом и улюлюканьем. К слову, народная мелодия, сопровождавшая шутливый обряд, уже стала своеобразным символом «прощания с олигархами» в среде манифестантов.
Засим пришло время взглянуть на эту быстро и неожиданно меняющуюся ситуацию трезво и всерьёз.
В ответ на «платформенный идиотизм»
Мало кто сомневается сейчас, что во многом именно в свете массовости и бескомпромиссности молдавского протестного движения, нынешняя предержащая власть откровенно – наконец-то – занервничала. Уж очень быстро размывается столь любимый отечественной политической элитой постулат о «невзрывающейся мамалыге». И дело не только в скорости и лёгкости, с которыми коллеги «сдали» такую крупную фигуру, как Влад Филат, а ещё и в том, что впереди не иллюзорно забрезжил конец всего образования, зовущегося Альянсом за европейскую интеграцию. Однако, что сильно пугает одних, в той же степени вдохновляет других.
«Я поздравляю всех с открытием сезона загонной охоты на олигархов. Хочу ещё раз подчеркнуть: заднего хода для нас просто не существует! Под натиском тех, кто протестует в «Городке Победы» и на площади Великого Национального собрания, правящий режим был вынужден выдать одного из олигархов, который участвовал в краже миллиарда долларов. Мы прорвали блокаду беззакония, так как все правоохранительные ведомства и силовые ведомства страны были политизированы. И убежден, что это начало конца олигархической системы, которая паразитировала на Молдове все последние пять лет. Арест Филата – первый конкретный результат, наша первая большая победа. Но далеко не последняя, уверяю вас», – говорит молодой лидер «НП».
Усатый утверждает, что не боится ни ареста, ни репрессий. И нам трудно в этом ему не верить – зная весь тот «бэкграунд» в молдавской политике, который до сих пор тащит за своими плечами его партия. Другое дело, что ни у лидера «НП», ни у руководства ПСРМ не было ни единого шанса после ареста Филата избежать обвинений в том, что они «играют в одной команде с Плахотнюком». С известных пор эта тема стала излюбленной на некоторых прорумынских каналах. На подобные заявления Усатый, похоже, устал иронизировать и теперь комментирует их с плохо скрываемым раздражением:
«В четверг мы ловили Филата, а меня все «свободные» СМИ спрашивали, почему мы не ловим Плахотнюка? Я раз десять за этот день повторил на камеры, что сегодня мы сажаем в тюрьму одного вора, а завтра будем сажать другого. Я двадцать раз повторил, что Плахотнюк – следующий. Ничего из этого вечером не показали. Ответы оказались слишком внятными и однозначными.
Прямо сейчас лидеры Платформы «ДА» рассуждают на Jurnal TV о том «цирке, который устроил Плахотнюк в парламенте и возле парламента», и о том, что «Усатый нужен Плахотнюку, чтобы пугать молдаван российской угрозой». Мне осточертел этот бред. Это какой-то платформенный идиотизм. С тем же успехом я могу сказать, что вы нужны Плахотнюку, чтобы пугать молдаван румынскими танками»…
Усатый, впрочем, неоднократно признавал, что разоблачить участие «другого Влада» в деле о миллиарде будет куда сложнее, нежели в случае Филата, – Плахотнюк (если он действительно причастен к преступлению) действовал не в пример аккуратнее.
«Плахотнюк – это зло, и оно будет наказано. Но я убежден также, что Плахотнюк – это плоть от плоти современной Молдовы, которую создали вы, болтуны с Jurnal TV, в начале 90-х, когда вы, пребывая у власти, заложили основы будущих провалов молдавского государства. Раньше я думал, что вы это сделали сознательно, но сегодня, слушая вас, начинаю подозревать, что нет: просто вы такие. Глуповатые позднесоветские конъюнктурщики с манией преследования и склонностью к теориям заговора. Так вышло, что на развилке истории вам досталась страна. Сегодня вы её бросились спасать на деньги братьев-близнецов Плахотнюка, которых он отправил в немецкую ссылку», – закрывает тему лидер «НП».
Филат жалуется Шору
Забавно, что, несмотря на зачастую фривольную лексику, а иногда и просто мальчишеские поступки, Усатый сегодня едва ли не единственный молдавский политик, умеющий скрупулёзно отвечать за сказанные слова. Например, фраза «Этим летом Филат сядет» была произнесена ещё в апреле и, как видим, хоть и с хронологической погрешностью, сбылась. Рискнём предположить, что дело тут не в таланте Кассандры, а в умении находить и использовать источники информации. Очередное подтверждение этому пришло на днях.
В понедельник вечером на странице Усатого в Фейсбуке начали появляться записи телефонных разговоров в «Вайбере» между двумя людьми (соблюдая формальности, скажем так), чьи голоса похожи на голоса Илана Шора и Влада Филата. Хотя, признаться, очень трудно не узнать характерного грассирования первого и глуховатый тембр второго.
Аудиоролики, число которых к утру вторника выросло почти до двух десятков, сопровождаются интригующими заголовками – «Филат учит Шора воровать», «Филат опять попрошайничает», «Филат и Шор опять что-то украли» – и записаны в промежутке между 28 сентября и 13 октября. Не менее любопытно и их содержание.
Самый же красноречивый, на наш взгляд, «перехват» – последний, записанный 13 октября, в котором Филат жалуется Шору, что их обоих «давит Усатый», и советует на время покинуть страну:
Филат: – Никто никого (в парламенте – Д. Г.) уже не контролирует. В четверг может быть вопрос по отставкам. Я думаю, даже этот (видимо, Влад Плахотнюк – Д. Г.) ничего контролировать не может. И я не могу ничего сделать, у меня ситуация такая. Я, честно говоря, тоже уехал бы на пару дней, пока здесь всё не успокоится…. Потому что я слышу многие вещи и про тебя, и про меня… В четверг и на улице будет, и внутри парламента будет. И х…р знает, что ещё будет… Делай, как хочешь, но чтобы потом… (неразборчиво)… Понимаешь, они, вот эти силовики, считают – начиная от Кетрару и заканчивая Гуриным – что их е…т за то, что они тебя не вы…ли. Только не спрашивай почему, вот они так считают.
Шор: – Понятно….
Филат: – Я тебе клянусь, у меня никогда в жизни не было такого, непонятки полные – что будет завтра, что будет послезавтра… Этот придурок, б…ь, Усатый давит и на тебя, и на меня. А что он собирается делать в четверг – не знаю…
Особой пикантности этому разговору придаёт то, что происходил он в день, когда Илан Шор отправился в НАЦ давать «чистосердечные признания» о том, как Филат вымогал у нынешнего оргеевского примара взятки, а тот «вынужден» был их давать.
Отдельное «эстетическое впечатление» от этих записей даже не в обилии к месту и не к месту употребляемого «Филатом» русского мата, сколько в его интонациях. Они удивительные – ленивые, нарочито пренебрежительные и в целом совершенно хамские. Особенно на фоне подобострастных, сопровождаемых угодливыми смешками ответов Шора:
Филат: – Алло, щи фащь?
Шор: – Мунчим! Приветствую вас!
Филат: Если б ты работал, как я работаю, все дороги были бы заасфальтированы…
Шор: – Я стараюсь…
Филат: – Учись, б…ь.
Шор: – Огррромное спасибо!
Между тем. «Патриотически настроенные офицеры МВД сообщили мне, что сегодня утром Генеральный прокурор дал команду возбудить ещё одно уголовное дело против меня. Я понимаю опасения тех, кто ещё не находится рядом с Филатом. Знаю, что после моих вчерашних публикаций боятся. И правильно делают…», – сделал Усатый ещё одну запись на своей фейсбуковской стене.
Дмитрий ГАМАЮНОВ.