ИГИЛ ОБЪЯВЛЯЕТ РОССИИ ДЖИХАД
Эксперт: «Это перепевки того, что уже было»
Террористическая группировка «Исламское государство» (известна также как ИГИЛ, запрещена в РФ) объявила России джихад за ее действия в Сирии. «Священная война» объявлена экстремистами и США, которые наносят воздушные удары по позициям ИГИЛ на сирийской и иракской территориях.
Новость явно не из приятных, но не несущая в себе ничего критически нового. Группировка ИГИЛ изначально была настроена по отношению к России крайне враждебно. РФ не в первый раз объявляют джихад — можно вспомнить террористов из «Имарата Кавказ».
В распространенном в Интернете заявлении представитель «Исламского государства» Абу Мохаммад аль-Аднани пообещал «разгромить» Россию и призвал единоверцев повсюду вести джихад против россиян и американцев. При этом США были уличены в том, что они якобы настолько слабы для ведения войны против ИГИЛ, что используют для этого Россию и Иран. Прозвучал призыв к джихаду и со стороны конкурирующей с ИГИЛ группировки «Фронт ан-Нусра» (сирийское ответвление «Аль-Каиды») с угрозами в адрес России и обещаниями устроить «второй Афганистан». Еще ранее полсотни саудовских религиозных авторитетов подписали призыв о поддержке джихада против России, Ирана и режима Башара Асада.
Само по себе понятие «джихад» вызывает массу споров: означает ли джихад форму морального самоусовершенствования или же форму войны в соответствии с исламскими предписаниями? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Переводимое как «усилие, усердие» слово «джихад» в принципе означает усердную борьбу за веру. При этом выделяется несколько видов джихада: «джихад сердца» (борьба со своими собственными недостатками), «джихад языка» (разрешение одобряемого и запрещение порицаемого), «джихад руки» (наказание преступников и правонарушителей), «джихад меча» (также газават, вооруженная борьба с неверными, в которой павшие мусульмане обретают вечное блаженство).
Среди различных интерпретаций джихада существует и такая, что не имеет отношения к военным действиям. Согласно этому толкованию, джихад как «усилие» может быть борьбой, направленной вовнутрь (против зла в самом себе), или борьбой, направленной вовне (против несправедливости).
Как пишет историк Хью Кеннеди, «священная война», будучи важной концепцией ислама, «с самого начала вызывала продолжительные разногласия среди мусульман. Фундаментальные вопросы состояли в том, обязательно ли джихад должен сопровождаться физическим насилием, или он может проявляться просто в форме духовной борьбы, а также должен ли он ограничиваться обороной или законно использовать его для расширения границ ислама, и является ли он долгом каждого мусульманина, или делом добровольным, возможно награждаемым, как духовная заслуга».
— России объявили джихад уже десятки террористических организаций, — заявил востоковед, руководитель программы «Религия, общество и безопасность» Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Я считаю, что реальная угроза есть. Аднани просто так болтать не будет. В Афганистане взрывают, в Ираке взрывают, в Пакистане взрывают, а вот за рамки региона пока что они не выходят. Даже в Европе ничего нет. Есть серьезные люди, которые это могут сделать. То, о чем рассказали по телевизору касательно квартиры в Стрельбищенском, — это несерьезно. Мы живем в состоянии неопределенности и будем жить еще долго. Если что-то произойдет существенное, я не удивлюсь, но дай бог, чтобы не произошло. Государство огромное, и они могут использовать ту публику, которая живет здесь.
— Я прослушал запись Аднани, которая длится более 40 минут, — заявил нам исламовед, директор Института религии и политики Александр Игнатенко. — Там он очень много нудит, обильно цитирует Коран. Она построена как пропагандистская вещь, адресованная арабам, которые хорошо знают литературный арабский язык. Есть пассажи общего плана: он призывает воевать против «неверных», против вероотступников, против крестоносцев, подразумевая под ними тех, кто носит крест. В эту категорию попадают американцы, у которых на знаменах военных частей есть кресты, и те, кто носит нагрудный крест, то есть и американцы, и русские — по понятным причинам. Туда еще зачисляются иудеи. По сути дела, Аднани воспроизводит тот лозунг, с которым много лет назад выступил Усама бен Ладен, создавший в 90-х годах прошлого века «Аль-Каиду». Она называлась «Всемирный исламский фронт борьбы против евреев и крестоносцев». Можно, конечно, рассматривать эти инвективы как реальные, но они не связаны напрямую с тем, что Россия сейчас делает с помощью своих Военно-космических сил (ВКС) на территории Сирии. Как сказал Путин, теракты совершались и до того, как Россия стала наносить удары по ИГ и другим группировкам. Если мы вспомним, что «Аль-Каида» еще во второй половине 90-х годов куролесила на российском Северном Кавказе, то призывы Аднани — это перепевки того, что уже было. И российские правоохранительные органы, и спецслужбы научились с реализацией этих призывов бороться.
— Для радикальных мусульман призывы такого рода обязательны к исполнению?
— Призыв Аднани — не фетва, не шариатское заключение, которое могло бы инициировать джихад в отношении американцев и России или усилить этот джихад. Это во многом поэтическое заявление — говорить на правильном певучем языке, цитировать Коран. Фетвы о джихаде против России уже есть. Как вы знаете, 52 саудовских улема (знатоки богословия и права в исламе. — Авт.) выступили с фетвой о том, что необходимо вести джихад против России. Более того, Всемирный совет мусульманских ученых, который организован и финансируется Катаром, тоже объявил джихад России. Вот есть фетвы. Но с ними обстоят дела не так, что если кто-то издаст фетву, все сразу кинутся ее исполнять. Фетва касается только тех людей, которые считают автора или авторов авторитетами. Это происходит, поскольку ислам чудовищно фрагментирован. В данном случае 52 саудовских улема — это ваххабиты. Их фетве могут следовать те, кто считает их авторитетом. Есть ли такие люди на территории России? Да. Это так называемые салафиты или ваххабиты. Но человек может исполнять фетву, а может и не исполнять… Бояться или опасаться того, что российские мусульмане-сунниты поднимутся в джихаде против российских властей, нет никаких оснований. Не говоря уже о том, что в России суннитский ислам, но он другой, чем в Саудовской Аравии, Сирии или в других местах. Наш ислам называют традиционным, умеренным. Российские мусульмане прекрасно знают, что ИГ борется не столько против христиан, евреев, йезидов, но еще и против мусульман-суннитов.
Андрей ЯШЛАВСКИЙ, Игорь СУББОТИН.