Газета "Кишиневские новости"

Новости

МИГРАНТЫ ЗАСТАВЯТ ЕС ИЗМЕНИТЬСЯ

08 октября
00:00 2015

Будет ли пересмотрено Шенгенское соглашение?

По итогам экстренного самми­та в Брюсселе Евросоюз решил увеличить расходы на решение проблем с мигрантами, одна­ко единого мнения по поводу того, вводить ли квоты на обяза­тельное расселение приезжих, в объединении все равно нет. Про­тив принудительного расселения выступают Чехия, Румыния, Сло­вакия и Венгрия. Некоторые из этих стран в качестве мер борьбы с наплывом беженцев даже ввели некоторые запреты на границе, что ставит под угрозу саму идею шенгенской зоны. О том, будет ли расторгнуто Шенгенское соглаше­ние, рассказал правозащитник, специалист по миграционному праву Бахром ИСМАИЛОВ.

Предложение Еврокомиссии ввести справедливые квоты на распределение ищущих убежище людей вызвало серьезное недовольство ряда членов Евросоюза, и об­суждение этого плана закончилось ничем. Государства Восточной Европы продолжа­ют испытывать напряжение, неся непро­порционально большую нагрузку в связи с волной «гостей», рвущихся в центрально­европейские страны. В Германии, которая на данный момент является предпочтитель­ным местом для десятков тысяч беженцев, ждут около 800 тыс. человек в этом году, и это в четыре раза превосходит показатели прошлого года. Чем может закончиться обо­стрившаяся ситуация? Какова вероятность, что Шенгенское соглашение, которое упро­щает передвижение между рядом стран ЕС, будет пересмотрено? На эти вопросы «МК» ответил правозащитник, специалист по ми­грационному праву Бахром Исмаилов.

— Многие говорят о мигрантах и бе­женцах, когда затрагивают миграцион­ный кризис в Европе. Какое слово под­ходит больше для этой проблемы?

— Думаю, нужно говорить о беженцах, а их подразделять на беженцев экономиче­ских и беженцев военных. Есть те люди, ко­торые покидают места своего постоянного проживания в связи с тем, что разрушена инфраструктура и ведутся боевые действия, а есть также беженцы из других регионов, где войны нет, но экономическая ситуация настолько плачевная, что люди вынуждены переезжать в другие регионы, в данном слу­чае — в Европу. Люди едут туда, потому что действует прежде всего определенное «са­рафанное радио». Германия не скрывает, что у них наиболее благоприятный режим пре­бывания. При этом государства, которые на­ходятся рядом, такие как Ливан, Турция, уже в принципе исчерпали свой лимит, приняв на своей территории два или два с половиной миллиона беженцев. В связи с этим тер­ритории уже загружены, и люди двигаются дальше.

— Некоторые страны применяют довольно жесткие меры по отношению к беженцам. Венгрия, к примеру, до­строила стену с Сербией и ужесточила пограничный контроль. Насколько эф­фективны ограничительные меры в этой ситуации?

— Хотелось бы сказать, что это уже по­следствия. Плачевные последствия и для самих беженцев, и для принимающей сторо­ны. Если мы будем обсуждать последствия, то да, конечно, ничего другого европейским странам на самом деле не остается, кроме как защитить свое жизненное пространство возможными способами. Но опять-таки это последствия. Какие могут быть последствия у гангрены или у раковой опухоли? Ничего положительного быть не может. Для того чтобы эти последствия устранить, нужно ис­коренять саму причину, то есть как минимум обеспечить режим прекращения огня. Тогда можно будет установить количество людей, которые уезжают от войны и, соответствен­но, при помощи всемирных институтов — таких как Всемирный банк — создавать на месте структуры, которые займутся вос­становлением разрушенного государства. Ирак и 80% Сирии лежат в руинах. Бороться нужно в первую очередь с причинами, а по­следствия, конечно, неприятны, и реакция европейских государств понятна.

— В Евросоюзе предложили ввести распределительные квоты для расселе­ния беженцев. Может ли это помочь?

— Это не будет работать, поскольку та квота, которую обозначил ЕС, перекроется многократно до конца этого года. Турция уже объявила, что сдерживать у себя этих бежен­цев не будет, а будет всячески содействовать распределению на европейской части конти­нента, поэтому, я думаю, эти квоты формаль­ны, и реализовать их будет сложно. Обеспечить безопасность рубежей никакая стена не помо­жет, когда идет толпа из тысяч женщин, детей, стариков. Я не думаю, что кто-то посмеет в них стрелять, а сдержать их будет невозможно, по­тому что всегда эту стену где-то можно будет прорезать, сделать ход. В Восточной Европе много разных коррумпированных кругов, ко­торые будут предлагать обходить эти границы за деньги. Опять-таки неправильно бороться с последствиями. Мы можем говорить о квотах, о заборах, так же как можем говорить о при­парке для раковых больных. Мы можем что-то делать, но рак будет развиваться. Болезнь будет прогрессировать, пока не будет устра­нена причина. Нужно смотреть на эту пробле­му с этой точки зрения. Чем быстрее будет устранена причина, тем быстрее можно будет решить вопрос с беженцами.

— Некоторые страны Шенгена успе­ли ввести контроль на границе. Насколь­ко это противоречит Шенгенскому согла­шению?

— Это не противоречит Шенгенскому соглашению: в нем прописаны полномочия государств-участниц вводить временный контроль на границах государств в случае чрезвычайных положений. Я думаю, что сейчас именно тот самый случай, когда этот контроль они имеют право ввести.

— К чему может привести этот ми­грационный кризис? Например, может ли случиться такое, что будет пересмо­трено Шенгенское соглашение?

— Думаю, к пересмотру Шенгенского соглашения это не приведет. Это приведет, скорее всего, к изменению внешнеполитиче­ского курса ЕС. Скорее всего, будут внесены изменения в законодательство о беженцах. Просто на данный момент беженцы могут подать заявление в любом государстве, где они захотят. Не в стране пребывания, а мо­гут, например, прибыть в Германию и подать заявление о беженстве именно там. Навер­ное, будет введено ограничение, после кото­рого беженцы не смогут подавать заявление, либо будут введены новые правила подачи подобных заявлений.

МЕЖДУТЕМКСТАТИКСТАТИСПРАВКА“СПРАВКА“МК”ИЗДОСЬЕ“МК”ВАЖНОВАЖНОВооруженный конфликт в Си­рии, который продолжается примерно четыре года, остает­ся пока самой крупной причи­ной для миграции в Европу. Также побуж­дает людей искать другое место для жизни непростая ситуация в Афганистане, в Эри­трее и в Косово. Из 350 тысяч человек, ко­торые осаждали границы ЕС между янва­рем и августом этого года, примерно 235 тыс. въехали через Грецию и почти 115 тыс. через Италию. А около 2 тыс. человек при­были в Испанию. Большинство тех, кто на­правлялся в Грецию, плыли из Турции на резиновых или деревянных лодках, рискуя жизнью. Агентство ООН по делам беженцев (УВКБ) отмечает, что Германия остается самым популярным местом среди прибы­вающих в Европу жителей Ближнего Вос­тока и Северной Африки: ФРГ получила наибольшее количество запросов о предо­ставлении убежища — примерно 188 тысяч, по данным на конец июля 2015 года. Вен­грия занимает второе место в этом топе. Принимающими странами также могут счи­таться Турция, Ливан и Иордания.

Игорь СУББОТИН.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,22+0,27%
EUR18,95–0,47%
GBP22,81–0,33%
UAH0,44–0,01%
RON3,81–0,46%
RUB0,18–1,75%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив