Ночной дозор «МК»
Оппозиция будет ночевать на улице, пока не сбросит власть олигархов
На прошлой неделе в Кишиневе образовался второй протестный палаточный городок, чьи обитатели выдвигают такие же требования, как и платформа «DА»: отставка правительства, президента, парламента, генпрокурора и всех коррумпированных чиновников. Корреспондент «МК» в ночь с минувшего воскресенья на понедельник полюбопытствовал, чем занимаются обитатели обоих лагерей.
Утраченная потенция
Перед зданием правительства, в месте дислокации активистов Гражданской платформы DА, вечером было немноголюдно. Руководство разъехалось по районным центрам, где проводило работу по организации 4 октября очередного Великого национального собрания. На площади установлено около 300 палаток. Часть из них явно необитаема. Ближе к улице Бэнулеску-Бодони молодые протестанты играли волейбольным мячем в «вышибалу». Кто-то бросал дартс-дротики в портреты Влада Плахотнюка и Владимира Филата. Все увиденное я фотографировал. Однако такая активность тут же привлекла внимание двух охранников «Городка свободы», которые достаточно агрессивно начали выяснять, что я здесь вообще делаю? Пришлось объяснять очевидные вещи. «Хорошо, только пиши правду, а то ходят тут, фотографируют, а потом пишут ложь. Здесь люди собрались, чтобы сбросить олигархов, разворовавших страну. Жители многих сел не имеют информации о наших целях. А Национальное телевидение молчит», – втолковывал мне мужчина в камуфляже с гусарскими усами и медалями на груди. Правда, представиться отказался. Сказал – не положено, работа секретная. На вопрос, почему не протестуют вместе с теми, кто стоит у парламента, security думал секунд тридцать. «Да, воры во власти наши враги, и мы их общими усилиями и должны скинуть, – потом подумал и продолжил. – Хотя и Додон и Усатый тоже олигархи. Они платят деньги тем, кто вышел сегодня на демонстрацию под их флагами, я точно знаю». Видимо, в расчете на мою лояльность, охранники предложили посидеть в их компании, попить кофе и поесть бутерброды с сыром. Пришлось отказаться, чему собеседники удивились и, кажется, немного обиделись.
В центре палаточного городка человек тридцать протестующих сидели перед большим монитором, на котором в режиме нон-стоп транслировался единственный телеканал – Jurnal TV. Особых эмоций никто не выражал. По всему было видно: люди за три недели проживания в палатках устали. Всего в лагере, по моим приблизительным подсчетам, к полуночи оставалось человек 150-200. Не хватало им той искры, которая была очевидной 6 сентября, когда начались протесты Гражданской платформы. К 24.00 сторонники евроинтеграции в абсолютном большинстве спали. По углам площади сиротливо стояли лишь несколько полицейских да охранников лагеря.
До и после полуночи
Совершенно иная картина наблюдалась в «Городке Победы», обустроенном напротив парламента. Он, как оказалось, поделен на две части. Слева от центральной дорожки, идущей к законодательному органу, расположились сторонники Ренато Усатого, справа – Игоря Додона. Объединила их полевая кухня, где готовят и тем, и другим. Шеф-повар Феликс, член «Нашей Партии», вечером выдал неимоверное количество картофеля с гуляшем. Желающих поздно вечером поужинать набралось несколько сот человек. Никого не обидели. Всем досталось. Чай-кофе-бублики не нормировались. На светодиодном экране, установленном на трибуне, демонстрировался греческий фильм о том, как МВФ и ВБ загоняют страны в долговую яму. Далее, до 23.00, показывали хиты 90-х. Кто социалист, кто из «Нашей Партии», а кто просто сочувствующий, не разбирались, все смешалось в «Городке Победы». Люди сидели, стояли, лежали, пили кофе, общались. Чувствовалась в собравшихся некая энергетика. Многих еще не отпускали эмоции после участия в многотысячном марше. Почетный председатель Партии социалистов Эдуард Смирнов, беседуя с корреспондентом «МК», подчеркнул: «Теперь будем воздействовать на власть улицей и через парламент, додавим, не сомневайтесь, будем стоять до конца». В лагере на всю ночь оставались некоторые депутаты парламента из фракции социалистов. Влад Батрынча рассказал автору, что в двухстах палатках на постоянной основе остается около пятисот человек. У «Городка Победы» есть подобие филиала, через дорогу – в сквере перед минсельхозом, где проходят заседания постоянных комиссий парламента. После 7 апреля 2009 года здание законодательного органа так до конца и не отремонтировали, там функциональны лишь зал пленарных заседаний, помещения для журналистов, переводчиков, гостей и несколько кабинетов.
Александр ТОКАРСКИЙ.
После «революции» 7 апреля 2009 года на ремонт парламента из бюджета уже выделено около 250 миллионов леев. Для окончания всех работ необходимо изыскать еще такую же сумму. А ведь детонатором нынешних общественных протестов стало известие о краже из трех банков миллиарда, которого хватило бы на то, чтобы 32 раза разрушить, а потом полностью восстановить здание законодательного органа.