Великая лу(о)жа Молдовы
Эх, были масоны в наше время, не то, что нынешнее племя
Кактолько кандидатура Валериу Стрельца на пост премьера была озвучена, вмногочисленных изданиях появились фотографии его элитного домовладения. Если одних журналистов заинтересовала оценочная стоимость строения, то других – исполненная на фасаде особняка лучезарная дельта. Знак этот очень похож на один из основных масонских символов.
Новоиспеченный премьер-министр не стал распространяться на тему своей принадлежности к братству вольных каменщиков. Да это в их среде и не принято. Например, Петр Лучинский, несмотря на многочисленные предположения, так и не подтвердил упорно распространявшиеся слухи, хотя именно при его непосредственной поддержке в 1997 году, впервые в современной Молдове, открылась масонская ложа «Альянс». В 1999-м ее переименовали в Великую Ложу Молдовы. В покрытой тайной организации нет ни одного реализатора с Центрального рынка Кишинева, школьного учителя из райцентра, или гастарбайтера. В это закрытое сообщество, по неписанному правилу, привлекаются люди исключительно денежные и влиятельные. Валерий Стрелец пробивался в большую политику долго, бизнес свой выстраивал давно, а потому на одном из «этапов большого пути» вполне мог стать одним из посвященных в таинство.
В Интернете не раз появлялись списки молдавских масонов. В числе прочих там фигурирует партийный шеф Стрельца – Владимир Филат, а также Серафим Урекян, Ион Стурза, директор СИБа – Михай Балан, всего более двухсот фамилий.
История молдавских лож чрезвычайно интересна. К братству принадлежал, например, молдавский господарь Григоре III Гика. Он погиб от руки наемного убийцы, прибывшего из Стамбула. В Турции не без основания опасались свободомыслия вольных каменщиков, которые могли потеснить султанскую власть. Кстати, Великая французская революция проходила под масонским девизом «Свобода. Равенство. Братство».
Состояли в братстве также Ион Инкулец и Пантелеймон Халиппа, голосовавшие в 1918 году в Сфатул Цэрий за присоединение Бессарабии к Старому королевству. Активно преследовал во второй половине 30-х годов 20 века румынских масонов Николай Морузов. Этот выходец из семьи староверов создавал в 1924 году Секретную разведывательную службу армии, больше известную как «Сигуранца». Получается Михай Балан, директор СИБа, является в какой-то мере преемником Николая Морузова. Хотя масштабы личностей несопоставимы. Какой след в истории оставит новоиспеченный премьер Валериу Стрелец, пока неизвестно. Впрочем, если его партия будет и в дальнейшем участником скандальных историй, то, разумеется, это будет черный след.
Александр БОЦ.