Как ТЭЦы нас нагревают
Тарифы на коммунальные услуги, особенно на тепло- и электроэнергию – один из самых больных вопросов практически для всего населения республики. Но, как выяснили аудиторы Счетной палаты, эти блага цивилизации могли бы обходиться нам дешевле, если бы на теплоэнергетических предприятиях вели дело грамотно и соблюдали все требования нормативных документов.
Проверка проводилась по результатам деятельности столичных ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и Бельцкой ТЭЦ-Норд за 2007-2011 гг. Неэффективное использование государственной собственности, закупка некачественных материалов, выплата завышенных зарплат – вот далеко не полный перечень обнаруженных нарушений, приведших в конце концов к необоснованному завышению тарифов.
Так, на этих предприятиях 24 объекта общей стоимостью 12 млн леев зарегистрированы с нарушением правил. Площадь почти 100 зданий не соответствует данными кадастрового органа, а более 90 гектаров земельных участков стоимостью 205 млн леев вообще не отражены в бухгалтерских документах. Так же как и 47 теплосетей на 3,9 млн леев. А в Бельцах без всяких законных оснований взяли на учет несколько помещений, приватизированных жильцами. Здания, находящиеся в экономическом управлении ТЭЦ-1,ТЭЦ-2 и ТЭЦ-Норд, не значатся в перечне объектов публичной собственности, утвержденном правительством республики. Все это создает риск потери государственной собственности почти на 18 млн леев.
На всех предприятиях допускали нарушения при определении степени износа оборудования. Обнаружены неиспользуемые материальные ценности, полученные в счет уплаты долгов или приобретенные якобы для производственных нужд – более чем на 153 млн леев. В результате оказались заморожены значительные финансовые средства, что приводит к дополнительным затратам на хранение упомянутых ценностей.
Кроме того, у ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и ТЭЦ-Норд много должников, общая сумма задолженностей на конец 2011 года достигала 2,4 млрд леев – это стоимость практически половины активов, имеющихся в распоряжении предприятий. Вероятность возврата 20% этих долгов крайне низкая, несмотря на поданные в суды иски. ТЭЦы, в свою очередь, и сами накопили задолженности на 2,2 млрд леев, в основном перед поставщиком природного газа, срок погашения которых истек. В условиях дефицита финансовых средств предприятия вынуждены брать кредиты и нести дополнительные расходы по выплате процентов банкам.
Закупка товаров и услуг проводилась нетранспарентно и неэффективно, без тендера, без анализа рынка, через посредников, порой у одних и тех же экономических агентов, по завышенным ценам, что привело к перерасходу 94 млн леев.
Административному персоналу ТЭЦ и их руководству выплачивались надбавки и премиальные – за стаж, интенсивность труда и высокие достижения – на 16,3 млн леев в отсутствие утвержденных показателей таких достижений, или же эти показатели включали то, что входит в непосредственные служебные обязанности премированных лиц. Еще 1,6 млн лев были необоснованно выплачены членам Административных советов, ревизионных комиссий и исполнительных органов предприятий. Эти средства были изъяты из фонда заработной платы. Так, на ТЭЦ-1 фонд зарплаты в 2011 году по сравнению с 2007-м вырос в 1,4 раза, в том числе когда общие затраты увеличились только в 1,1 раза, а объемы производства электрической и тепловой энергии сократились, соответственно, в 2,2 и 1,6 раза. На ТЭЦ-2 фонд оплаты труда повысился в 1,6 раза, выработка электроэнергии упала в 1,1 раза, а производство тепловой осталось на прежнем уровне. Рост фонда зарплаты на ТЭЦ-Норд составил 2,2 раза, тогда как объемы производства не изменились.
Аудиторы установили, что нормы расхода топлива, применяемые на предприятиях, отличаются от тех, которые утверждены Национальным агентством по регулированию в энергетике. В результате тарифы на услуги термоэнергетических предприятий оказались завышенными, поскольку в их структуру включались элементы, не стимулирующие оптимизацию расходов и повышение производительности. Например, износ основных средств учитывался в течение всего года, хотя немалая часть оборудования используется лишь в определенные периоды, к тому же не на полную мощность.
Общий вывод: Министерство экономики, отвечающее за энергетический сектор, а также администрация предприятий не обеспечивают должным образом эффективное управление государственной собственностью и не предпринимают мер к улучшению финансовой ситуации. В результате копятся долги, производство энергии падает (все больше населения отказывается от централизованного теплоснабжения из-за дороговизны и низкого качества услуг), а затраты растут. Если отрасль такими же темпами будет двигаться по тому же пути, перспективы весьма печальны. Под нескончаемые разговоры о повышении энергоэффективности, на что берутся кредиты у партнеров по развитию, ситуация вскоре может стать необратимой.
Елена РОЙТБУРД.