Изгнание русского языка из школ
Великому и могучему в молдавских школах «продлена жизнь». Надолго ли?
Напомним: в Проекте Кодекса об образовании преподавание русского языка в молдавских школах предусматривается как второго иностранного, изучаемого по выбору. Место русского языка занял английский. Этим решением руководство министерства дало старт, по сути, изгнанию русского языка из школ.
В зоне риска
Что же касается так называемого выбора школьниками русского языка, то при нынешнем отношении к нему нетрудно представить, что последует дальше. Достаточно вспомнить, как депутат парламента Анна Гуцу предложила лишить русский язык статуса языка межнационального общения. Премьер-министр Юрий Лянкэ, отвечая на вопрос о том, как он относится к самому факту исключения русского языка из учебных программ молдавских школ, ответил так: «Молдова не является более постсоветской республикой». Посол России в Молдове Фарит Мухаметшин отметил, что в настоящее время «русский язык в Молдове находится в зоне риска». При этом молдавская статистика утверждает, что 70% граждан Молдовы зарабатывают на жизнь своим семьям именно в России. А около 20% граждан Молдовы считают русский язык своим родным.
Проект Кодекса об образовании к началу нового учебного года промульгирован не был, следовательно, не обрел силу закона. Однако это отнюдь не означает, что принятие проекта Кодекса попросту не отложено до лучших, то есть поствыборных времен.
Для того, чтобы получить ответы на многочисленные вопросы читателей, связанные с дальнейшим изучением русского языка в молдавских школах, мы обратились к начальнику муниципального управления образования Татьяне Нагнибеда.
Русский язык будет изучаться… до конца учебного года
– Татьяна Ивановна, скажите, пожалуйста, сколько же доуниверситетских образовательных учреждений начали новый учебный год в муниципии?
– Молдавских школ в муниципии – 132, с обучением на русском языке – 43.
– Будут ли изучать русский язык как программный, как это было до сих пор, и в новом учебном году в молдавских школах или..?
– Ситуация такая: как известно, проект Кодекса об образовании, представленный в парламент, не был промульгирован до начала нового учебного года и потому в этом учебном году русский язык в молдавских школах будет изучаться, как и прежде, – по два часа в неделю в каждом классе. Предвидя следующий вопрос, сразу же на него и отвечу: так как учебные планы и программы на новый учебный год уже утверждены, никаким изменениям они подвергаться не будут. Повторимся: до конца нынешнего учебного года русский язык как программный предмет будет изучаться в тех же объемах и по существующим программам.
– Пользуясь случаем, хотелось бы узнать Ваше мнение об итогах прошедших экзаменов по бакалавриату. Считаете ли вы нормальной ситуацию, при которой баллы в аттестате по сути перечеркивают будущую жизнь молодежи?
– Могу с Вами в чем-то и согласиться, но, с другой стороны, неужели нынешнему интернет-подростку, большей частью достаточно информированному, не по силам усвоить учебный материал хотя бы в минимальном объеме – на слабую пятерку? Думаю, вся беда в том, что многие наши дети привыкли надеяться на авось, а чаще и на шпаргалки. А в результате получается то, что случилось в этом учебном году. Нет сомнений, что итоги БАКа дают повод для очень серьезных выводов в каждом педагогическом коллективе.
Решение отложили до лучших, поствыборных времен
Бесспорно, знания даются ценой большого труда, и наверняка далеко не все выпускники это понимают. Но, с другой стороны, трудно согласиться и с тем, что, судя по итогам экзаменов, более половины учащихся лицеев – умственно отсталые, коль они не в состоянии усвоить программные азы. А что если дело не только в них, но и в том, что по своей сути такой образовательный орган, как Министерство просвещения, не должен брать на себя только функции главного образовательного жандарма страны, а научиться быть ответственным и за учебный процесс.
В свое время Бисмарк заметил, что никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и перед выборами. Уж кто-кто, но представители власти отдают себе отчет в том, что, «изымая» из учебных программ молдавских школ русский язык, они, по сути, лишают большинство молодежи нашей страны будущего, что по определению не может быть поддержано широкой общественностью. Потому-то и отложили более чем сомнительное решение до лучших, поствыборных времен. Ведь тогда уже не придется отвечать избирателям на очень неудобные вопросы.
Майя ИОНКО.