МИНСКАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ
РЕПЛИКА наш обозреватель Марина ПЕРЕВОЗКИНА
Как 7 пунктов Путина превратились в 12 шагов Порошенко
Читая опубликованный ОБСЕтекст подписанного в Минске протокола по Украине, я не могла избавиться от ощущения, что какая-то фантастическая машина времени перенесла меня в 90-е годы, когда российским МИДом «рулил» Андрей Козырев. Его деятельность запомнилась современникам непрерывной чередой немотивированных уступок Западу. В результате чего Россия утратила многие стратегически важные позиции, а полноценной частью западного мира так и не стала.
Опыт Козырева показал, что политикой уступок Россия может не завоевать любовь Запада, а лишь вызвать презрение. Уважают сильных и тех, кто сам себя уважает. Если вас шантажируют, надо сразу обращаться в полицию, но ни в коем случае не платить шантажисту. Заплатил один раз — придется платить и во второй, и в десятый. Если страна поддается шантажу и давлению, это означает, что она слаба. Уступила один раз — ее будут давить дальше и не остановятся, пока их не остановят.
Уступки Козырева были «прочитаны» на Западе как слабость России. Козырев не возражал против первой волны расширения НАТО. Поэтому за ней последовали вторая и третья. Россия не защитила Югославию. Поэтому теперь настал черед Украины. После Крыма Запад очень боялся, что Россия введет войска на юго-восток Украины. Этого не случилось. Это было прочитано как слабость, поэтому Россия получила санкции. Порошенко очень боялся, что Россия защитит население юго-востока при помощи военной силы. Когда он понял, что этого не случится, он начал уничтожать города Донбасса при помощи авиации и артиллерии. Теперь Вашингтон заявляет, что минский протокол был подписан, потому что Москва испугалась санкций. Знаете, что за этим последует? Санкции не отменят — их, наоборот, усилят. Ведь они доказали свою эффективность — значит, их надо применять и дальше.
После опубликования текста протокола стало понятно, почему Россия и руководство ополчения держали его в секрете. Скорее всего, мы бы его еще долго не увидели, если бы не ОБСЕ. Это даже не план Путина, а в чистом виде план Порошенко. Оказалось, он не врал, когда говорил о «12 пунктах». В плане Путина пунктов было 7, и там ничего не говорилось о статусе Донецкой и Луганской областей. Речь там шла только о прекращении огня и гуманитарных вопросах. Вторым пунктом в плане Путина было отведение «подразделений силовых структур Украины на расстояния, исключающие обстрел населенных пунктов артиллерией и всеми системами залпового огня». В подписанном протоколе ничего этого нет. Украинские войска остаются на занимаемых ими позициях. Зато предписывается «вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины» (пункт 10). Это означает одностороннее разоружение ополчения и его вывод с территории Донбасса. «Правый сектор» и территориальные батальоны («Донбасс», «Азов» и т.д.) имеют легальный статус. Правда, 6-й пункт вроде бы дает гарантии, что тех, кто замешан в событиях, преследовать не будут. Ой, я вас умоляю, как говорят в Одессе. Как только ополчение сложит оружие, наиболее активные участники событий будут по одному отстреляны или зарезаны по темным подворотням. Сажать будет просто некого.
В 3-м пункте говорится и о статусе. Предлагается принять закон Украины «О временном порядке местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей». Речь не идет об областях в целом, только о «некоторых районах». Речь не идет не то чтобы о конфедерации, но даже и о федерации. Только о «децентрализации власти» на уровне местного самоуправления. И то временной. Ну и пункт 9 призывает «обеспечить проведение досрочных местных выборов». В некоторых районах. Речь не идет даже о выборах губернаторов.
И да, поздравляю: Россия отдает часть своей территории под международный контроль. Пункт 4: мониторинг ОБСЕ в зонах безопасности, которые будут созданы по ОБЕ стороны российско-украинской границы. Это означает ограниченный суверенитет России на части Ростовской области. Тем самым Россия по факту признается стороной конфликта. Это блестящие успехи дипломата Зурабова.
Обычно такие бумаги подписывает побежденный. В данном случае капитулировал победитель. Накануне встречи в Минске Киев стоял на грани полного военного поражения. Украинские военные были зажаты в «котлах» и сдавались в плен по 200 человек в день. Порошенко удалось остановить победоносное наступление ополчения как раз перед решительным штурмом Мариуполя и при этом не уступить ни в чем.
«Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор». Так считал Уинстон Черчилль. Позор она уже получила… Ждите теперь американские ракеты под Харьковом. Пармезан победил.