Положа руку на сердце…
Любые экзамены тем и хороши, что когда-нибудь заканчиваются
Подошел к финалу и БАК-2014. В отличие от прошлого года «шпаргалочников» было выявлено значительно меньше – всего чуть более двухсот. Но, несмотря на беспрецедентные карательные меры, предпринятые Министерством образования, шпоры все-таки были.
Вот мы и решили задать всего один «неудобный» вопрос известным политикам, ученым, педагогам, предложив им – как на духу – честно ответить на него.
А вопрос такой: лично Вы, будучи школьником или студентом, никогда-никогда не списывали?
Виктор БОРШЕВИЧ, экс-посол РМ в Китае, академик: «На себя бы посмотрели в зеркало!»
– Списывал ли? Да черт его знает! Но в принципе старался справляться с заданиями самостоятельно, а этому меня постоянно учил мой отец – Иван Гаврилович Боршевич, который в свое время работал директором бывшей первой молдавской школы, которую я закончил.
Мне смешно: оказывается, наше Министерство образования борется за честность! Для начала на себя бы посмотрели в зеркало. Забывают о том, что дети берут пример со старших!
Юрий РОШКА, политик: «Я отличником не был!»
– Как на духу – списывал. Я отличником не был, увлекался далеко не всеми предметами, поэтому в школе списывал физику, в университете – логику и про масс-медиа какую-то непонятную заумность тоже «перекатывал». Что было, то было.
Игорь САНДЛЕР, директор столичного интерната номер три: «Нельзя делать из выпускника преступника!»
– Ни за что не поверю тому, что есть в нашей стране человек, который никогда и ничего не списывал. Я – не исключение из общего правила. Учился в 8-й столичной школе. Был у меня там друг Володя Гройсман. Мы с ним честно поделили сферы своих интересов! Он мне решал задачи по математике, а я обеспечивал ему все гуманитарные «тылы» – литературу, историю, географию. Это же правда, что нередко даже небольшая подсказка спасает человека от большой неприятности! О тех выпускниках, которых уличают в списывании, скажу так: нельзя делать преступника из только вступающего в жизнь молодого человека. Надо дать ему шанс! И при этом не мешает нашим борцам за справедливость вспомнить и себя в юности!
Павел МИДРИГАН, адвокат, председатель общественной организации «За демократию в юстиции: «Мне не давалась химия»
– 90 процентов школьников и студентов время от времени все равно списывают. Это же правда! В школе мне не давалась химия, потому я время от времени подглядывал в тетрадки одноклассников. Грех? Возможно, но, право, не самый большой.
ЭдуардМУШУК, депутат парламента, руководитель парламентской комиссии по развитию территорий: «Говорю честно»
– Я закончил столичный лицей имени Пушкина, где давали очень хорошую подготовку. Старался не отставать от одноклассников, но если уж разговор идет как на духу, то говорю честно: да, время от времени списывал. Повторяю: вы честно спросили, я честно ответил.
Петр ШОРНИКОВ, доктор исторических наук, доцент Приднестровского университета имени Шевченко: «Судите сами»
– У меня была своя метода подготовки к экзаменам в институте: я составлял что-то вроде сжатых конспектов, которые можно назвать и шпаргалками. Но в результате получалось так, что уже во время их написания я успевал усвоить весь материал, а потому в подглядывании и списывании во время экзамена не нуждался. Так как мои записи были составлены основательно, их размножили, против чего я не возражал. Прошли годы, десятилетия, и вот однажды мой коллега попросил помочь его сыну при подготовке к вступительным экзаменам. И тут выяснилось, что мои записи до сих пор пользуются спросом у студентов. А как их назвать – шпаргалками или конспектами – судите сами.
ИльяМАРЬЯШ, главный редактор Интернет-портала dorledor.info: «Это не главная проблема в нашей нынешней жизни!»
– Сдается мне, что только вундеркинды могут себе позволить никогда и ни при каких обстоятельствах не списывать, но я к этой категории не отношусь. И в школе, и в институте, случалось, списывал. Но справедливости ради все же должен отметить, что, обучаясь в математическом классе бывшей четвертой школы, часто диктовал своим одноклассникам короткие сочинения по русскому языку и литературе.
Поняв это, наша преподаватель Вириада Алексеевна пообещала, что убьет меня.
Учился я в нашем сельхозинституте, и вот однажды на экзамене один из студентов уж очень нахально стал списывать. Заведующий кафедрой, заметив это, подошел к нарушителю, взял его за ухо и вывел из аудитории – на этом «разборка» закончилась.
А вообще я убежден, что во все времена учащиеся, студенты списывали, списывают и будут списывать. Конечно, закрывать глаза на подобные нарушения не стоит, но в то же время следует относиться к данному явлению философски – право, это не главная проблема в нашей нынешней жизни.
Я считаю, что столь активная борьба со списыванием является продолжением симуляции нашей власти, которую она демонстрирует в последнее время в реформировании судебной системы, правоохранительных органов, юстиции, образования. А цель одна: убедить западных наставников и покровителей в том, чтобы они хоть чуть-чуть поверили, что мы перестраиваемся и мечтаем жить, как в Европе.
Майя ИОНКО.