Газета "Кишиневские новости"

Общество

Такие разные надежды

Такие разные надежды
06 сентября
14:23 2013

Первосентябрьские дни всегда мечтательные. Все красивы, жизнерадостны, воодушевлены и доброжелательны. И тем, кто учит, и тем, кто учится, хочется работать и учиться. О том свидетельствуют конкретные планы всех сторон школьного «треугольника»: руководителей школ, учителей и учащихся. И первым, и вторым, и третьим мы задали по три вопроса, которые, несмотря на их разность, предполагают разговор о главном.

Директору школы
1. Каковы ваши творческие планы на новый учебный год?
2. Все ли нынешние инструкции и правила в образовании вам по душе?
3. Чего вы больше всего опасаетесь?
Учителю
1. Как вы полагаете, почему сегодня в нашей стране ощущается острый дефицит педагогических кадров, хотя педагогические вузы ежегодно выпускают специалистов в два раза больше положенных норм?
2. Каковы ваши творческие планы на новый учебный год?
3. Что в нашем образовании вас не устраивает?
Ученику
1. Если бы составляли договор о сотрудничестве между теми, кто учит, и теми, кто учится, какие, на твой взгляд, важные пункты ты бы включила (включил) в него?
2. Ты уже выбрал свою дорогу в жизни?
3. Какой он, по твоему мнению, герой нашего времени?

Анна ИВЛЕВА, директор румыно-испанского лицея «Мигеля де Сервантеса»:
«Вода уходит, а камни – остаются»
1. Планы у нас самые оптимистические, а главная цель – мотивировать каждого ученика на получение знаний. Не сомневаясь в том, что того же желают и родители, тем не менее не могу не заметить, что многие нынешние мамы и папы все чаще и чаще в своих взаимоотношениях со школой и с учителями руководствуются принципом «А я хочу этого!». Такая тенденция особенно проявляется в начальной школе, что в общем-то неудивительно, так как нынешним родителям первоклассников по 30-32 года, а это значит, что они росли и воспитывались уже в новые времена. И этим все сказано.
О творческих планах. Напомню, что в нашей республике функционируют четыре лицея с углубленным изучением  испанского языка. В прошлом учебном году мы провели первый в истории образования Молдовы конкурс школьных театров на испанском языке. Он прошел замечательно. В этом учебном году планируем расширить рамки конкурса, для чего  пригласим к участию в нем лицеи из Румынии, Болгарии, России – в частности, из Санк-Петербурга.
Речь идет о придании этому конкурсу статуса европейского. Понимаю, что задуманное будет непросто претворить в жизнь, но, уверяю, мы  справимся.
Так как в нашем лицее углубленно изучается испанский, то и в учебных базовых планах на его изучение отводится больше часов, которые оплачиваются из бюджета. Но в этом учебном году из документов, подтверждающих это, вдруг исчезла именно та строка, которая подтверждает сей факт. И теперь мы должны непонятно кому доказывать, что имеем право на соответствующее финансирование. А кому нужна подобная волокита – непонятно.
2. Больше всего я опасаюсь политического противостояния, которое всегда отражается и на образовании. На августовском мы наблюдали схватку местной власти с центральной. Ничего хорошего в этом нет. Скажу так: вода уходит, а камни остаются. Мы, народ, – камни, и потому выдержим  любые испытания, но все-таки очень хочется, чтобы их стало меньше.
3. Мне совершенно не по душе  отношение части родителей нового времени к образованию собственных детей. Им говоришь о том, что сын или дочь не хотят учиться, в ответ слышишь: «Ну и что? Я решу вопрос!», И решают, только вот какими будут последствия такого «решения» задумываться не желают.

Алла ХИОАРА, директор Теоретического лицея им. Михаила Коцюбинского:
«Почему сокращаются школьные каникулы?»
1. В прошлом учебном году мы компьютеризировали весь лицей. И теперь у нас в каждом кабинете есть Интернет, компьютеры. В библиотеке создали компьютерный центр, он же становится информационным Центром для всех учащихся.  Разгрузили спортивный зал, и теперь во время уроков физкультуры в нем будет заниматься только один класс.
Есть у нас и «графские развалины», они во дворе школы, планируем преобразовать их в  спортплощадку, установить там различные спортивные снаряды с тем, чтоб ребята на переменах и в другое свободное время занимались гимнастикой и побольше двигались. Осуществляется ремонт пищевого блока.
Возможно, у школ, находящихся хотя бы в относительно новых зданиях, подобных проблем не существует, но наш лицей находится в очень старом здании, а потому мы  дорожим каждым квадратным метром площади.
2. Чего опасаюсь больше всего? Прежде всего, сокращения финансирования учебных заведений, хотя и в нынешнем виде оно оставляет желать лучшего. Если это все-таки произойдет, то последствия для образования окажутся катастрофическими. В нашем лицее трудятся шестьдесят педагогов, и только двое из них не имеют соответствующих дидактических степеней, остальные – «остепененные», а это значит, что их труд должен соответственно оплачиваться. Если же  доплаты снимут, то начнется массовый отток педагогов высокой квалификации из школ. Понятно, что и молодых специалистов при подобной «экономии»  калачом в школу не заманишь.
Не меньше взволновала не только меня, но и весь педколлектив, и такая информация, исходящая из министерства: в следующем году победители республиканских олимпиад не будут автоматически освобождаться от экзаменов по БАКу – как это было раньше. Такое право  получат только победители европейских и международных олимпиад. На мой взгляд, это непродуманное и по своей сути немудрое решение, потому что у выпускников лицеев будет понижена или даже совсем исчезнет мотивация участия в различных предметных олимпиадах, в том числе и на республиканском уровне. А куда и на какие олимпиады и конкурсы можно будет посылать русскоязычных школьников? Или эта категория учащихся уже вообще не берется во внимание?
3. В целом у меня нет поводов для неприятия инструкций и других предписаний, имеющих отношение к образованию. В частности, я согласна с жесткими требованиями, которые предъявлялись на экзаменах по БАКу в нынешнем году. К примеру, у нас не сдали экзамены три человека, но они и проявили себя как лентяи. У меня есть другие вопросы к руководству министерства образования. Почему неуклонно сокращаются школьные каникулы, ведь в конечном счете речь идет о здоровье детей? Убеждена: школьные каникулы должны быть полноценными, потому что крепким здоровьем подрастающее поколение и так не блещет.

Наталья СОКОЛОВА, учитель химии лицея  М.Басараб:
«И это называется  конкурсным отбором?»
1. Меня угнетает низкий престиж образования, а зарплаты учителей явно не соответствуют нашему труду. Обижает и то, что никому нет дела до того, как тяжело работать с нынешними детьми. Отдельная и тоже «больная» тема – отношение многих родителей к учебе собственных детей. У детей плохие оценки? А на что существует платное обучение? Ну, а когда проблемы с учебой или поведением  все-таки появляются, во всех грехах обвиняют школу. Потому-то молодые специалисты не спешат пополнять учительские ряды.
2. Через год мне предстоит подтверждать свою первую дидактическую степень, так что дел впереди много. В том числе исследовательская работа, подготовка учащихся к олимпиадам и многое другое. Говорю об этом не в порядке жалобы – наоборот: моя работа мне нравится. Особенно порадовали итоги сдачи БАКа по химии. А ради этого стоит трудиться.
3. Решительно не устраивают так называемые единые требования по оценке деятельности учащихся. Имею в виду следующее:  в нашем лицее требования к знаниям учащихся – высокие, а потому оценки в аттестатах далеко не только отличные. Не хочу ничего плохого сказать о сельских коллегах, но, тем не менее, оттуда часто приходят выпускники с очень высокими баллами в аттестатах, и, конечно же, их прежде всего принимают в вузы, а наши  ребята, знания которых куда глубже, остаются не у дел. И это называется конкурсным отбором?

Оксана БЕЛОУС, преподаватель математики лицея имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия:
«Дайте  учителю математики возможность спокойно делать свое нелегкое дело!»
1. Молодые специалисты уходят из школы или вообще не приходят в нее по многим причинам. Сегодня работа педагога связана со многими негативными явлениями: современные дети, часто воспитанные в полной вседозволенности и «свободе», постоянно испытывают учителей. И далеко не всегда родители считают нужным остановить свое «резвящееся»  дитя – наоборот, нередко бывает и так, что они сообща обсуждают «училку», не особенно стесняясь в выражениях. Молодых специалистов, как правило, не имеющих и гроша за душой, не устраивают и учительские зарплаты, прожить на которые весьма проблематично. Скажу о себе: я хорошо и комфортно чувствую себя в школе. Мне интересно учить детей, интересно с ними общаться. Конечно же, важную роль  играет и то, в какой коллектив и к какому директору попадет молодой учитель. Мне в этом плане повезло: пять лет назад я пришла в коллектив, где меня хорошо встретили и всегда поддерживают. В том числе и директор лицея – Геннадий Иванович Толпинский.
2. Планов у меня – «громадье»! А главная цель состоит в том, чтоб заинтересовать таким нелегким для усвоения предметом как математика всех учеников. Не могу сказать, что у меня все и всегда получается, но, право, я очень стараюсь. А чтоб показать ребятам, что математика – живой предмет, она вокруг нас, я предлагаю им примеры и задачи, связанные с реальной жизнью. Помогает.
3. Раздражают и  сбивают с толку постоянные изменения в программах. Сколько можно? Хорошо, что в пятом классе несколько разгрузили программу, Но зато «кое-что» добавили в шестом. Считаю, что это неправильно. Дайте учителю спокойно делать свое дело!

Диана  КУТУКОВА, ученица XII класса лицея имени Т.Майореску:
«Время для размышлений у меня еще есть»
1. Я бы непременно включила в такой договор обязательства обеих сторон уважать друг друга. Учителям – не повышать голос, не спешить с неудами, помнить, что перед ними – человек, а значит и отношение к нему должно быть соответствующим. Ученикам – не считать себя самыми умными и не острить по любому поводу в адрес учителя. А тем  и другим сохранять оптимизм весь учебный год.
2. Профессию я еще не выбрала, но точно знаю, что это будет негуманитарная специальность. Мне хорошо в химии, люблю биологию. Возможно, буду поступать в один из российских вузов. Не исключаю и Приднестровье. Впереди целый год, так что время для размышлений еще есть.
3. Сегодня для многих герой времени – это человек при деньгах. Но, как известно, деньги появляются разными путями, поэтому я бы не стала делать такой вывод. В моих глазах герой нашего времени – это не только энергичный, но и широко образованный человек, четко знающий, каких высот  он желает достичь в этой жизни.

Владислав МОСКАЛЬЧУК, учащийся выпускного класса лицея им. академика Сибирского:
«Планирую стать переводчиком»
1. В частности, я бы убрал видеокамеры из экзаменационных аудиторий, которые, точно знаю, очень напрягали выпускников прошлого учебного года. И не потому, что все непременно хотели списывать. Дело совсем в другом. Создавалось такое впечатление, что на тебя нацелен чужой глаз. Так вот: если бы договор между теми, кто учит, и теми, кто учится, действительно составлялся, я непременно включил бы в него пункт о взаимном доверии. Кстати: если власть считает такое отношение к выпускникам нормальным – имею в виду видеокамеры – то почему бы в кабинетах разных начальников не установить такие же «всевидящие» глаза?
2. Я опасаюсь возможных сюрпризов и неожиданностей, которые  могут сопровождать любого  выпускника. Планирую поступать в Экономическую академию на факультет международных отношений.  Главная задача на новый учебный год: серьезно заняться русским и английским языками. Планирую выучиться на переводчика.
3. Это деятельный и неравнодушный человек, при любых обстоятельствах не роняющий своего достоинства.
Майя ИОНКО.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,03–0,01%
GBP22,87–0,05%
UAH0,44–0,47%
RON3,820,00%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив