Консультации по поводу консульства
Официальные лица Украины, включая президента и министра иностранных дел, не раз обращались к кишиневским коллегам с просьбой позволить открыть в Тирасполе консульство. Официального ответа пока не было. Однако на уровне мелких чиновников было озвучена принципиальная позиция: до урегулирования последствий приднестровского конфликта – никаких консульств.
Ранее заместитель министра иностранных дел Украины, пребывающий еще и в должности действующего главы ОБСЕ, Андрей Дещица заявил: «Хочу подтвердить, что действительно Украина заинтересована в увеличении консульского присутствия в Республике Молдова. Этот вопрос уже давно стоит в повестке дня украинско-молдавских двусторонних отношений и обусловлено это большим количеством украинских граждан, которые проживают в этой стране, в том числе на территории Приднестровского региона». Получив отказ в открытии консульства, Киев ответил Кишиневу по-своему. Пограничники соседнего государства отказались передавать молдавской стороне информацию о людях, въезжающих на территорию Приднестровья. Таким образом, установка молдавских миграционных постов вдоль Днестра потеряла смысл. Они могли эффективно работать лишь при оперативном обмене информацией. Украинская сторона объясняет свои действия тем, что, согласно законодательству, паспортные данные являются информацией личного характера. Молдаване могут такие сведения, нарушая собственный закон, передавать румынам. А вот Киев на такой шаг пойти не может.
Наше МИДЕИ оправдывается, ссылаясь на Венскую конвенцию о консульских сношениях от 1963 года. В ней в статье 31 пункт 4 говорится: «…на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства». Левобережье не контролируется конституционными властями, а потому Кишинев не может гарантировать там безопасного пребывания представителей Украины. В прошлом году на тех же основаниях в открытии консульства было отказано Российской Федерации. Как компромиссное решение Украинскому МИДу было предложено подумать об организации офиса в Варнице или Резине. В Молдове проживает около 90 тысяч граждан соседней страны. В 2015 году состоятся выборы президента Украины. В Киеве считают, что к этой дате консульство в Молдове должно быть открыто. В противном случае повторится история 2010 года, когда на выборы главы государства на избирательные участки в Кишиневе и Бельцах, пришло 1324 человека.
Хотя представительство миссии ОБСЕ не является консульским учреждением, но и в нем случается останавливаться высокопоставленным дипломатам. Свой офис в Тирасполе эта международная организация открыла еще в 1995 году, и пока на него никто не нападал. Так что ссылка молдавского МИДЕИ на Венскую конвенцию – чистой воды формализм, маскирующий нежелание удовлетворить просьбу России. Ну а раз сказали «А» Москве, надо говорить «Б» уже и Киеву. Интересно, как отреагирует Кишинев, если Бухарест попросит открыть свое консульство в Тирасполе?
Александр ЧУДАК.