Девять смертей за четыре года
В минувшее воскресенье погиб еще один военнослужащий Национальной армии Петр Копущу, призванный из гагаузского села Копчак. Произошло это во время несения караульной службы на территории военного лагеря №142. Он расположен в Кишиневе в районе Телецентра.
Первоначальная реакция представителей Министерства обороны оказалась предсказуемой. Было распространено сообщение о том, что солдат-срочник произвел себе выстрел в голову… случайно. Потом появилось предположение: он покончил жизнь самоубийством из-за того, что поссорился с любимой. Когда нечем прикрыть преступление или разгильдяйство, военные озвучивают именно эти версии. Однако уже на следующий день появились свидетельства очевидцев, опровергающие слова представителей МО: на теле Петра Копущу обнаружились следы побоев, одежда вся в грязи и изорвана. Родственников лишь на несколько минут, для проформы, пустили для опознания тела, а потом выпроводили вон.
Исполком Гагаузской автономии сформировал свою следственную комиссию, которая будет разбираться в гибели солдата-срочника. Ее представители уже в Кишиневе. Петр Копущу уже девятый в списке военнослужащих, погибших за минувшие четыре года, с тех пор, как Министерство обороны возглавляет Виталий Маринуца. Молдавские военнослужащие гибнут чаще всего по двум причинам: неуставные взаимоотношения и неосторожное обращение с оружием в карауле. Возможно, количество смертей можно было бы сократить, прекратив выдавать солдатам боевые патроны. Трудно вообще понять, зачем плохо обученным юнцам в мирной нейтральной стране смертоносное оружие? Охранять объекты минобороны можно было бы, и не прибегая к услугам вчерашних сельских мальчишек. Во-первых, с недавнего времени все военные склады и базы хранения техники находятся под непрерывным видеонаблюдением. А ловить людей, пытающихся украсть что-то из боеприпасов, лучше поручать профессионалам-полицейским, а не 18-летним пацанам. Во-вторых, как-то из беседы с командиром одной из погранзастав на реке Прут в 2004 году я узнал, что он отправлял своих бойцов на охрану границ страны без патронов. А на вопрос о том, как такое возможно, он ответил: «Если кто-то переберется на ту сторону – не велика потеря. Если же у моего солдата отберут автомат с боеприпасами или он кого- либо подстрелит – вот тут будет проблема».
Вероятно, командир этот шел на какие-то нарушения, но, вне всякого сомнения, его опыт подсказывал, что так он убережет чьих-то детей от непредвиденных трагедий. Обыкновенный здравый смысл, которого так не хватает либеральному руководству Министерства обороны.
Александр ЧУДАК.