Наше вино и литовский сыр
Последнее время много говорится о том, что Россия накануне саммита в Вильнюсе развязала торговую войну против государств, желающих войти в Евросоюз. Молдову называют классическим примером – ей перекрыли экспорт вина. Наши либеральные экономисты в один голос утверждают: вступим в ЕС, и он нас спасет от всех бед. Французы и итальянцы перейдут исключительно на молдавское вино.
Вместе с тем Литва, которая уже с 2004 года состоит в Евросоюзе, также заявляет, что находится в перманентной торговой войне с Россией. Неделю назад министр иностранных дел Линас Линкявичюс объявил: если Москва продолжит «обижать» Молдову и Украину, Вильнюс перекроет дорогу в Калининградскую область. Также Литва недовольна ценой газа, который ей продает Газпром по 600 долларов за тысячу кубических метров. Напомним, Кишинев его приобретает по 370 долларов, а Румыния по 480. По этому поводу Вильнюс подал иск в Стокгольмский арбитраж против «Газпрома» на 1,5 миллиарда долларов. Еще после 4 октября Литва прекратила ретрансляцию Первого канала. В передаче «Человек и закон» было высказано предположение, что в январе 1991 года при штурме телецентра в манифестантов стреляли некие неустановленные лица, а не советские солдаты. «Все 14 погибших – на совести у литовских провокаторов национального движения “Саюдис”», – отметил в своей передаче Алексей Пиманов. Эти слова в Вильнюсе сочли оскорблением литовского народа, и отключили Первый канал.
Теперь посмотрим, что прибалтийская страна получила в ответ. На границе стали более тщательно досматривать автомобили с литовскими номерами. Это спровоцировало большие очереди у пунктов пропуска. Геннадий Онищенко в отношении молочных продуктов заявил примерно то же самое, что и по поводу молдавского вина: «Раньше Литва более ответственно относилась к контролю качества продукции, а теперь ослабила его». Поэтому на территорию России запретили ввоз из соседней страны: творогов, йогуртов и сыров. Около 85 процентов продукции литовской молочной промышленности поставляется на российский рынок. Это 193 миллиона долларов. Молдова ежегодно экспортировала вина в РФ всего-то на 60 миллионов. И тут подходим к главному. Ни немцы, ни французы не захотели пить литовский кефир. Не спасли товарища по Евросоюзу. Свою простоквашу и йогурты некуда выливать. В Брюсселе сказали: это проблемы двустороннего плана, и их должны решать между собой Москва и Вильнюс. Дружба – дружбой, а сыры врозь. То же самое и в отношении молдавского вина. Его дегустацию провели в румынском парламенте, а эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес, будучи в Кишиневе, заявил, что это божественный напиток. На том поддержка молдавских виноделов со стороны европейских партнеров закончилась.
Выводы из всего вышесказанного просты: кишиневская истерия – доживем до Вильнюсского саммита, а там заживем счастливо и богато – сказки, в которые не верит даже главный недоросль страны Дорин Киртоакэ.
Александр ЧУДАК.