Очередной съезд Победителей
Единственная на постсоветском пространстве коммунистическая партия, сумевшая стать правящей, ПКРМ, проводит 9 июня VII съезд. Это сам по себе факт интересный и привлекающий внимание. Предполагается, что на партийном форуме будет принята стратегия, которая, в случае успешной реализации, позволит коммунистам перехватить власть у либералов. Об этом беседуют корреспондент «КН» и Исполнительный секретарь ПКРМ Юрий Мунтян.
– Шестой съезд, прошедший четыре года назад, можно назвать «съездом победителей». Седьмой – ПКРМ встречает в оппозиции…
– Это тоже будет съезд победителей. Другое дело, что проходит он в весьма сложных условиях. Мы должны проанализировать полтора года пребывания у власти, и почти три – в оппозиции. Это трудный период не только для партии, но и всей страны. Однако мы сдюжили, выдержали давление как со стороны внутренних, так и внешних реакционных сил. Это съезд победителей еще и потому, что он заложит основу возвращения во власть Партии коммунистов. Уверен, наш форум будет главным политическим событием ближайших нескольких месяцев.
– Еще четыре года назад многие настойчиво «рекомендовали» ПКРМ сменить название на более европейское, нейтральное. Этот вопрос будет обсуждаться на съезде?
– С какого это перепугу мы должны менять название? Нашей партии более 114 лет, в 1898 году прошел первый съезд РСДРП в Минске. В недавнем прошлом в партии состояли миллионы граждан Советского Союза, а до того – тысячи в Российской империи. Понятно, некоторые моменты в партийной истории были противоречивыми и неоднозначными. Но нам стыдиться нечего. С 1993 года, когда партия была воссоздана, все время говорят о необходимости модернизации, особенно в последние год – два. Наибольшее число «доброхотов» находится в Демократической партии. Они пытаются провести у себя реформы, пока никаких положительных результатов не наблюдается. Так чему они нас могут учить?!
– Будут ли какие-либо кадровые изменения? Кстати, партию за последние два года покинули несколько более-менее заметных персонажей, собираются ли на съезде менять кадровую политику?
– Что касается каких-то кадровых перестановок, то это исключительно компетенция съезда. Ну а в отношении ошибок… они в любом деле неизбежны. В партии были кадровые просчеты. Люди разные, хороших больше, но и негодяев хватает. Период пребывания в оппозиции позволил нам избавиться от этого шлака. У нас наибольший опыт партийного строительства. Те же либеральные демократы пытаются заимствовать простейшие элементы работы ПКРМ. Например, делопроизводство. На большее их пока не хватает. И это несмотря на то, что у них все мыслимые «ценности», а у нас лишь принципы.
– Партия коммунистов с 2001 года «тянула» на себе социалистов, аграриев, просто «независимых». Вы и в дальнейшем собираетесь быть для них неким подобием «локомотива»?
– ПКРМ в силу своей роли в обществе не собирается отказываться от сотрудничества с партиями, разделяющими наши взгляды. К сожалению, на сегодня, кроме Партии коммунистов, практически не осталось оппозиционных сил. Остальные выполняют либеральный заказ: пытаются увести у нас часть электората. Но в любом случае мы готовы сотрудничать с теми, кто защищает молдавскую государственность. И в этом плане очень важен опыт, накопленный в рамках Гражданского конгресса.
– Иногда приходится слышать, что Партия коммунистов не настолько радикальна, насколько хотелось бы, мол, стала мягкотелой…
– Обращусь к моей личной статистике. Лишь каждый десятый, обвиняющий нас в недостаточной радикальности, сам готов выйти на ту же демонстрацию. Остальные просто сидят с пивом, попкорном перед телевизором и треплются! Я помню наш первый пикет в 2009 году, после летних парламентских выборов, в Хынчештах. Мы с трудом собрали 20 человек. А у меня телефон перед тем не умолкал несколько дней, спрашивали: когда и в каком месте пройдет акция протеста? Желающих поучаствовать было море! Где были эти «смельчаки» и радикалы! В большинстве своем – это провокаторы или бездельники, не способные на что-то путное.
– Какова будет тактика партии в ближайшие полгода? Вернетесь в парламент?
– Мы постоянно общаемся с избирателями. Вот что интересно: говорят о необходимости нашего возвращения в парламент те люди, которые за ПКРМ никогда не голосовали. Подавляющее же большинство наших сторонников считает, что нам необходимо продолжать борьбу. Мы должны идти до конца, так как парламент нелегитимен. Если соответствующее решение будет приято на уровне Гражданского конгресса, фракция ПКРМ придет в законодательный орган, но только для того, чтобы проголосовать за его роспуск.
– В этом плане не совсем понятна ситуация с инициативой о проведении референдума о доверии парламенту. На какой стадии все находится?
– По результатам нескольких опросов, от 84 до 93% граждан испытывают к парламенту недоверие. Такого никогда не было. В далеком уже 2000-м к законодательному органу никакой любви не испытывало около 71% населения. Если мы проведем референдум с одним вопросом: «Доверяете ли вы парламенту?» – он все взорвет. В альянсе понимают, чем это им грозит, а потому провели в Бельцах, когда создавалась инициативная группа, ряд провокаций. В результате ЦИК переложил окончательное решение вопроса о проведении референдума на Генеральную прокуратуру. Ну а кто ее контролирует, никому объяснять не надо. Хотя, согласно закону, ЦИК должен был просто дать ответ: «да» или «нет». Ситуацию, сложившуюся вокруг инициативы о проведении референдума, мы также серьезно обсудим на VII съезде.
Александр ТОКАРСКИЙ.