Газета "Кишиневские новости"

Общество

Георгий Сырбу: «Спасать наше сельское хозяйство некому»

13 апреля
20:13 2012


Гость нашей редакции – председатель производственного сельхозкооператива «Виорика и компания» Ново-Аненского района.


О том, что спасать наше сельское хозяйство нынче некому, Георгий Архипович заявил в самом начале нашего разговора.


Признаться, от таких слов – мороз по коже, потому что, как известно, кусок хлеба и стакан молока никакими сладкими речами о европейской интеграции не заменить. Вначале разговора подумалось: а может Георгий Архипович несколько преувеличивает, называя катастрофой нынешнее положение в сельском хозяйстве страны? Может, все не так страшно, и наша бесценная земля по-прежнему будет нашей кормилицей? Но состоявшийся разговор оптимизма не прибавил. Впрочем, судите сами.


Мой собеседник рассказал, что в руководимом им сельхозкоопеартиве – 63 гектара земли, постоянных работников – 35 человек, остальные – сезонные. Здесь выращивают зерновые и овощные культуры. Главный к моему собеседнику вопрос – с какой прибылью закончили сельскохозяйственный год труженики кооператива. Ответ Георгия Архиповича обескуражил:


– Об этом тяжело говорить, но от правды не уйдешь: никакой прибыли у нас не было, по всем показателям вышли на ноль. А все потому, что мы, сельхозпроизводители, сегодня работаем для того, чтобы обеспечить хорошей зарплатой кого угодно, но только не самих себя: за семена, за химикаты, за топливо отдаем все, что зарабатываем, а сами остаемся на нуле. Но это никого не волнует. Судя по всему, нынешняя власть полагает, что крестьяне, как батраки, обязаны своим трудом кормить страну, а сами пусть перебиваются, как могут.


– В чем же сегодня главные беды сельхозпроизводителей?


– Их так много, что всех и не перечислишь. Начну с того, что сегодня уходят с земли, то есть перестают заниматься выращиванием сельхозкультур мелкие и средние фермеры. Они не в силах в одиночку нести на своих плечах весь груз расходов. Пора открыто говорить и о том, что в настоящее время во власти нет компетентных специалистов, которые глубоко знали бы специфику сельского хозяйства и понимали наши проблемы. Давайте вспомним, кто сегодня заседает в нашем парламенте: писатели, поэты, политологи, историки, а вот специалистов по сельскому хозяйству там всего ничего – по крайней мере, мы их присутствия и работы не ощущаем.


– Как вы думаете – почему?


– Все ясно: подбирая команду, власть думает прежде всего о том, как «заговорить» народ сладкими речами, а не как и чем его прокормить.


– Часто ли советуется с вами, сельхозпроизводителями, руководство страны?


– Оно совсем этого не делает. Время от времени в Кишинев приглашаются какие-то люди из районов, но они отбираются по принципу партийной принадлежности, и в результате любые начинания власти получают дружное «одобрямс».


– Чем же задавила власть крестьян?


– Практически – всем! В настоящее время нам отменили все субсидии и любую другую помощь государства.


При ПКРМ была принята и реально осуществлялась программа «Молдавское село». Нам выделяли субсидии при закупке удобрений, поддерживали при выплате кредитов, возвращали деньги, потраченные за воду для полива. А что теперь? Удобрения покупаем на Украине, но через третьи руки. А результаты – вот они: украинской стороне они обходятся ровно в два раза дешевле, а на нас, молдавских сельхозпроизводителях, наживаются перекупщики и другие заинтересованные лица. Если дело так пойдет и дальше – а на светлое будущее у нас никаких надежд нет, то скоро Украина нас задавит своей сельхозпродукцией.


– Как вы, Георгий Архипович, полагаете: наша власть о подобной перспективе догадывается?


– Конечно! Но, по-моему, ее вполне устраивает именно такая ситуация: ей куда выгоднее завозить овощи, фрукты, другие продовольственные товары из Турции, Узбекистана, Китая – для молдавской таможни это золотая жила. Не случайно же сегодня уже 70% сельскохозяйственной продукции поставляется в Молдову из-за рубежа.


И не мной одним замечено: чем хуже живет народ Молдовы, тем лучше кому-то… А главная мечта альянса – побыстрее и еще теснее слиться с Румынией. Я – молдаванин, и пока мы все не будем напоминать об этом постоянно, пока не проявим свое национальное достоинство, нас будут топтать и унижать. Наши внуки и правнуки проклянут нас, если мы разбазарим, унизим и потеряем свою страну.


– Как Вы относитесь к разговорам о том, что ничего страшного не случится, если молдавские земли будет разрешено продавать иностранцам?


– А как можно относиться к тому, что нас хотят превратить в безропотных и безмолвных рабов? Иначе как возвращением в рабство наши люди предполагаемую продажу земель иностранцам не называют. И вообще, как может чувствовать себя гражданин страны, лишенный родной земли? Без нее он никто и ничто.


– И последнее…


– Знаю, о чем вы хотите спросить меня. Отвечаю: в этом году еще попытаюсь продолжить дело, которому посвятил всю свою жизнь, но если прибыль будет такой же, то есть нулевой, верну крестьянам арендованную у них землю и закрою сельхозкооператив.


Произносить эти слова страшно, но не я один поставлен перед таким выбором – без выбора.


Майя ИОНКО.

Курсы валют

USD17,80–0,15%
EUR19,03–0,30%
GBP22,13–0,30%
UAH0,45–0,16%
RON3,82–0,28%
RUB0,19+0,82%

Курсы валют в MDL на 24.04.2024

Архив