Замордуем бизнес до прозрачности!
В 2006-2010гг. число неофициально трудоустроенных в стране составляло 32% от общего числа работающих. В 2010 году более половины работников не декларировали свою реальную зарплату. Объем незаявленного дохода составил 9,3 млрд леев, или 13% ВВП. В результате бюджет недополучил 4,7 млрд леев.
Это официальные данные Национального бюро статистики, которые, что скрывать, редко бывают исчерпывающими. И, значит, в реальности ситуация еще тревожнее. Назвать такое положение нормальным никак нельзя, мириться с ним – тем более. И Министерство труда, социальной защиты и семьи разработало проект публичной политики «Снижение феномена неофициальной занятости рабочей силы». В подготовке проекта участвовали также специалисты министерств экономики, финансов, Государственной инспекции труда, Национального агентства занятости населения и представительства Международной организации труда.
По мнению авторов, есть четыре варианта выхода из ситуации. Можно оставить все как есть. В этом случае к 2016 году национальный публичный бюджет лишится 6,7 млрд леев. Второй вариант предусматривает к тому же сроку изменить соотношение отчислений в бюджет государственного социального страхования. Если сегодня работник платит 6% от своего заработка, а работодатель – 23% от общего фонда оплаты труда, то предлагаемое перераспределение должно выглядеть так: 22% с работника, 7% – с работодателя. В этом случае доходы бюджета увеличатся по сравнению с 2010 годом на 2,2 млрд леев. Правда, это, как признают сами авторы проекта, чревато снижением среднего уровня дохода граждан. Третий вариант предполагает создание «классификатора компаний», который позволит контролировать соответствие декларируемых зарплат реальным. Разработчики считают, что, располагая информацией о величине, денежном обороте, экономическом профиле и некоторыми другими сведениями о компании, нетрудно будет вычислить реальную зарплату работника. Этот вариант позволяет сократить потери бюджета на 2,6 млрд леев по сравнению с 2010 годом, однако для его реализации потребуется 3,08 млрд леев.
Но самые большие надежды авторы проекта возлагают на четвертый вариант. В этом случае предполагается существенно увеличить штрафы за нарушение трудового законодательства – до 1,6 – 2 тыс леев для физических лиц, до 2 – 3,2 тыс лев для должностных лиц и до 3,6 – 5 тыс леев для юридических лиц. Одновременно предлагается наделить Государственную инспекцию труда правом взимать штрафы непосредственно, без решения суда. Но и тут есть подводные камни: этот вариант увеличивает риск сокращение уровня средней зарплаты, увеличения безработицы и, соответственно, трудовой миграции.
Да, все это пока проекты, предложенные к обсуждению (уже состоялся один раунд), и разработчики обещают учесть все предложения и замечания заинтересованных сторон, а уже потом передавать документ на рассмотрение правительства. Но примечателен сам подход чиновников к делу – они отдают предпочтение карательным методам. Это заметили все, уже успевшие ознакомиться с документом. К примеру, председатель Ассоциации работодателей и предпринимателей Молдовы Вадим Дрелинский подчеркивает, что такие методы никогда ни к чему хорошему не приводили. А вместо закручивания гаек лучше бы принять меры для улучшения деловой и трудовой среды, найти способы заинтересовать предпринимателей в прозрачном ведении бизнеса. Иначе он зарплат в конвертах не избавиться.
Эксперт в области социальных политик Виорика Антонова считает, что больший эффект могло бы дать равномерное распределение отчислений в соцфонд – по 15% с работника и работодателя. Тогда они чувствовали бы равную ответственность за формирование бюджета социального страхования, а государство получило бы на 1% больше. Потому что если просто переложить налоговое бремя на работников, как предусматривает второй вариант, никто не захочет работать за те мизерные деньги, которые останутся после уплаты взносов. И ужесточение штрафных санкций тоже не даст никакого эффекта, пока не будет разработана система налогового стимулирования бизнеса.
Наоборот, по мнению экспертов Института развития и социальных инициатив IDIS «Viitorul», увеличение штрафов и упрощение процедуры их взимания создаст еще больше возможностей для коррупции в отношении сотрудников инспекции труда. Ведь у предпринимателя всегда будет соблазн договориться с инспектором и отделаться малой кровью, чтобы избежать штрафных санкций. А вот перекладывание налогового бремени на работников при средней зарплате, едва превышающей 3 тыс леев, просто нереально.
Мы, конечно, не эксперты, но и для нас очевидна, мягко выражаясь, неадекватность проекта. Возьмем, к примеру, идею переложить на работников львиную долю отчислений в соцфонд. Проще говоря, это будет означать, что если сегодня при зарплате в 1300 леев работник отчисляет 6%, или 78 леев, то 22% от того же заработка составят уже 286 леев. А ведь есть еще и другие налоги. Это, по-вашему, нормальное предложение? Ведь надеяться на то, что работодатель хотя бы на этот процент повысит оплату труда, наивно, особенно в условиях кризиса. А намерение штрафовать физических лиц за зарплату в конвертах? Подразумевается, что работник должен нести ответственность за то, что соглашается на неформальную оплату труда, позволяя тем самым работодателю уклоняться от уплаты налогов. В принципе, это так. Но сегодня, когда без работы по официальным, явно заниженным, данным, остаются около 100 тыс человек, абсолютное большинство занятых на рынке труда с ужасом думают, что в любой момент могут лишиться работы. И потому готовы получать зарплату в любой форме, лишь бы не потерять средства к существованию. За что же их наказывать? Лучше бы власти позаботились о том, чтобы создать побольше новых рабочих мест, а потом уже требовали налоговой дисциплины. А уж кому могла прийти в голову мысль оценивать соответствие декларируемых зарплат реальным, затратив на это на 400 млн леев больше, чем предполагается выиграть? Только тому, кто на самом деле рассчитывает получить под этот проект зарубежное финансирование и пустить денежный поток в ему одному известном направлении. Как на самом деле называются такие действия, всем прекрасно известно.
А эксперты еще твердят о поиске каких-то там стимулирующих мер для бизнеса. Как же, разбежались чиновники изобретать эти меры! Какие там налоговые льготы, когда МВФ требует увеличить налоговую нагрузку, а все его указания для властей закон! Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с налогово-бюджетной политикой на нынешний год.
Как бы таким путем не замордовать бизнес до полной прозрачности…
Елена РОЙТБУРД.