Газета "Кишиневские новости"

Общество

До и после провокации

14 января
10:09 2012

В первый день нового 2012 года на мосту через Днестр в районе Вадул-луй-Водэ 36-летний российский миротворец Вячеслав Кожухарь, проживающий в Бендерах, смертельно ранил 18-летнего жителя села Пырыта Вадима Писаря. Ранним утром молодой человек проехал мимо миротворцев, не реагируя на требования остановиться, и сбил при этом знак «STOP». На обратном пути селянин уже игнорировал не только сигналы военнослужащих, но и  предупредительные выстрелы. Попытался скрыться.


 Кишиневские политики назвали это ничем не мотивированным убийством. По их мнению, молодой человек без оружия не представлял опасности для окружающих, следовательно, на него не стоило обращать внимания. Однако в  Багдаде, например, в подобных случаях автомобиль, пересекающий «зеленую линию», расстреливается со всех сторон всем наличествующим у «американских освободителей» оружием. Также поступают и на границе Израиля с Палестиной. Да, в вышеозначенных регионах конфликт находится в «горячей фазе», у нас же ничего подобного почти 20 лет не было. Но военнослужащие на Днестре находятся в соответствии с Московскими соглашениями 1992 года. Четких правил, коим должны следовать миротворцы от России, Молдовы и Приднестровья – нет, существуют только инструкции и рекомендации. Есть лишь один закон, продиктованный здравым смыслом: в случае опасности быть убитыми военнослужащие открывают огонь на поражение. Так как для миротворческих операций привлекаются граждане разных стран, они пользуются нормативными актами того государства, где призывались на службу. В нашем случае, как для молдавской, так и для российской сторон, это оставшийся почти без изменений «Устав гарнизонной и караульной служб вооруженных сил СССР». В пункте 97 этой голубой книжицы говорится: «Виновные в нарушении требований караульной службы несут дисциплинарную или уголовную ответственность». Требования же к бойцу, стоящему на посту, очень просты. При невыполнении нарушителем приказа остановиться караульный  предупреждает его окриком «Стой, стрелять буду!», затем производится выстрел в воздух, после чего открывается огонь на поражение. Любой человек, находящийся в здравом уме, понимает: с людьми, у которых в руках оружие, шутить не стоит. Провокация может дорого стоить. Это в Шварценеггера и Сталлоне стреляют из сотен стволов, а у них даже прическа не портится,  в жизни пуля–дура делает дырки в чем угодно и в ком угодно.
После происшествия на мосту наши политики требуют изменения статуса миротворческой миссии. По их мнению, она должна действовать под эгидой ОБСЕ, ООН или ЕС, а может, и всех вместе. Мысль интересная, но уже не новая. Еще три года назад Владимир Воронин с Игорем Смирновым подписали совместное заявление о том, что после разрешения последствий приднестровского конфликта российская миротворческая миссия будет трансформирована в мирогарантийную операцию под контролем ОБСЕ. Представитель этой организации недавно заметил, что на то требуется согласие всех сторон. А несколько дней назад новый глава Приднестровья Евгений Шевчук выступил против такой замены, а также объявил, что  приднестровский миротворческий батальон и впредь будет контролировать Зону безопасности. Значит, изменить все и сразу у Кишинева никак не получится.
И это очень хорошо. Широко известен негативный опыт работы гражданских и военных наблюдателей под эгидой ОБСЕ и ООН. С начала 90-х годов они  трудятся в Южной Осетии и Абхазии. Ни там, ни там поляки, финны и прочие французы ни на что влиять не могли. Фиксировали лишь стрельбу противостоящих группировок друг по другу. Да, на границе с Абхазией мингрелы периодически приглашали в гости наблюдателей для знакомства с кавказским гостеприимством, а затем запирали их в подвале и через некоторое время продавали тому же представительству ООН. И сейчас в Грузии на границе с Южной Осетией находятся около 300 наблюдателей. И что? Никакого смысла в их пребывании нет. Мирогарантийная миссия в Молдове будет иметь какое-то оправдание своему существованию, если обе стороны конфликта – Кишинев и Тирасполь – объявят о демилитаризации контролируемых территорий. Тогда повторение вооруженного конфликта в принципе будет невозможно, и наблюдатели смогут мирно расхаживать вдоль обоих берегов Днестра и отбирать у мальчишек рогатки. Однако в последние два года пришедший к власти альянс регулярно увеличивает бюджет Министерства обороны. К войне с кем готовится наша армия – с румынскими или украинскими вооруженными силами? Как у Бухареста, так и у Киева одних бойцов раз в двадцать больше, чем у Кишинева…
У европейцев и американцев лучше, чем мирогарантийные, получаются операции по принуждению к миру. Граждане Ливии и Ирака знают об этом не понаслышке. Нам такое «счастье» не грозит, на месторождении в Валенах для того очень мало нефти. Однако если бы американцы пришли в Молдову с оружием защищать нас от нас самих же, то все жертвы списывались бы на издержки демократии. Это у нас такая традиция. В январе 2007 года недалеко от Багдада предположительно американцы сбили молдавский самолет с пятью членами экипажа и турецкими гастарбайтерами. Списали на плохую погоду и ошибки экипажа. Те из наших, кто через несколько дней был допущен к обломкам, отмечали, что вся кабина была в отверстиях от крупнокалиберных пуль. Или, может, много слышали вы о том, каким образом молдавское правосудие преследует подозреваемого в педофилии греческого чиновника Ника Георгиадиса, трудившегося у нас советником в Министерстве экономики? Он просто уехал домой. Подобного рода люди, в отличие от российских миротворцев, «учат» нас свободе и демократии, а потому обижать их нельзя.



Александр ЧУДАК.   

Курсы валют

USD18,170,00%
EUR19,03–0,03%
GBP22,87–0,04%
UAH0,44–0,47%
RON3,82–0,02%
RUB0,18–0,01%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив