ЛЕГАЛЕН ЛИ «PRIME»?
Многих читателей «Кишинёвских новостей» не на шутку раздражал этот факт: эфир молдавского телеканала «Prime» не соответствовал печатной программе передач Первого канала, куда он уже давно бесцеремонно вклинился.
Телезрителям предлагали смотреть программу «Время» в 21.00, тогда как в этот самый час наши подсовывали новости на румынском языке. И «Время», и фильм, как правило, следующий после блока российских новостей, отодвигались надолго, а то и вовсе не включались в эфир. На прошлой неделе этой проблемой, наконец, озаботился Координационный совет по телевидению и радиовещанию, куда тоже поступали многочисленные жалобы. Как сообщалось, КСТР провёл мониторинг ретранслируемого в Молдове Первого канала (как будто они живут на Луне и телевизор не включают!) и сделал открытие: в эфире действительно появились программы, которые не фигурируют в сетке вещания. Такая комедия продолжается уже едва ли не больше года, а они сейчас только очнулись. Но лучше поздно, чем никогда. Совет потребовал от руководства «Prime» в 15-дневный срок представить концепцию канала и приведённую в порядок сетку вещания. С этого понедельника, к счастью, программа в кои веки упорядочена. Но это только полдела. Наш дотошный читатель пенсионер Александр Попович видит проблему шире.
«Что это за пространные передачи на государственном языке в будни и особенно в выходные дни на Первом российском канале?! Говорят, что эти включения не согласованы с руководством Первого канала в Москве. Если это откровенная контрабанда, почему молчит наш всевидящий и «мудрый» Координационный совет по радио и телевидению? Почему не накажет олигарха, купившего лучшее время на главном международном телеканале? Кто, в конце концов, внесёт ясность в эту странную ситуацию?»
Мы попросили члена КСТР Корнелиу МИХАЛАКЕ высказаться о перемещении руководством общественного телеканала «Молдова-1» новостной передачи «Месаджер» на русском языке на ночное время и прокомментировать читательское письмо, касающееся «Prime».
– Верно ли, что по уставу Координационного совета все телекомпании, действующие на территории Молдовы, обязаны согласовывать с ним свою сетку вещания? Выходит, «Молдова-1» пренебрегла этим требованием?
– Упомянутое вами положение содержится в Концепции КСТР, оно не является беспрекословным указанием. Ни один канал за подобное нарушение КСТР наказать не может.
– Вот и председатель совета Мариан Показной заявил, что по действующему законодательству КСТР не имеет возможности влиять на решения компании «Телерадио-Молдова». Значит, русский «Месаджер» в прежнюю сетку вещания вернуть уже не удастся?
– Это можно сделать только усилиями телезрителей, в результате протестов общественности, но не через КСТР. Передвинув новостную программу на неудобное для просмотра время, руководство «Молдова-1» нарушило не правила Координационного совета, а принципы существования вещания в полиэтничном обществе. Считаю, это решение ошибочно, категорически неверно.
– Теперь о «Prime». Известно ли господину Эрнсту, что наш телеканал вклинился в программу главной российской телекомпании, и верны ли предположения нашего читателя о контрабанде?
– Контрабанда ли? Это на уровне слухов, хотя ситуация действительно очень странная. У нас в КСТР нет контрактов, заключённых с московскими телеканалами, мы отправили запрос в Москву на этот счёт, но нам никто не ответил. По-видимому, существует какой-то негласный сговор с местными телевещателями. Посмотрите, что получается: с одной стороны, это хорошо, что в Молдове создаётся собственный отечественный телепродукт, а с другой – этими включениями они губят самый популярный в республике российский канал. На одном из заседаний КСТР был представитель «Prime», я задавал ему все эти вопросы, но внятного ответа не получил.
– Какой предлагаете выход?
– Свою телепродукцию нашим телевизионщикам следует размещать на местных каналах, а Первый российский пусть остаётся оригинальным, нетронутым, в чистом виде. Вот такая моя позиция.
Подготовила
Нелли СЛИВЕНКО