Выборы в Молдавии: один шанс на двоих и угроза майдана
В Молдавии в воскресенье выбирают главу государства. Хотя Центральная избирательная комиссия (ЦИК) зарегистрировала восемь претендентов на этот пост, практически все опросы называют фаворитом завершающейся гонки действующего президента Игоря Додона. Конкуренцию ему, как считают социологи, может составить только один соперник — лидер проевропейской Партии «Действие и солидарность», бывший премьер-министр Майя Санду, которая полна решимости взять реванш за поражение четыре года назад. Она уже обвинила власти в подготовке массовых фальсификаций и призвала сторонников готовиться к протестам.
Предвыборная геополитика
Завершающаяся избирательная кампания прошла под знаком ставшего уже традиционным для Молдавии геополитического противостояния. Его не удалось избежать, несмотря на то, что Додон, пользующийся поддержкой крупнейшей в стране Партии социалистов Республики Молдова, баллотируется как независимый кандидат и выступает за сбалансированное сотрудничество и с Востоком и с Западом.
“Мы хотим дружить не только с ЕС, с которым правительство подписало в 2014 году Соглашение об ассоциации, но и с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), с Россией, отношения с которой заметно охладели за десятилетие пребывания у власти коалиции проевропейских партий”, — пояснил президент в беседе с корреспондентом ТАСС. По его словам, решение пойти на второй срок он принял, чтобы добиться перемен к лучшему в экономике, социальной сфере, не допустить восстановления свергнутого в прошлом году режима олигарха Владимира Плахотнюка, укрепить прописанный в конституции нейтралитет, межнациональный мир и объединить страну, решив приднестровскую проблему.
Выпускница Гарварда Санду, пользующаяся здесь репутацией прозападного политика, убеждена, что у Молдавии только один путь — интеграция с Румынией с перспективой вхождения в ЕС и НАТО. Она обещает расширить сотрудничество с Украиной, но при этом не намерена отказываться от диалога с Москвой, чтобы нарастить молдавский экспорт, вывести российских военных и боеприпасы из Приднестровья, решить вопросы пенсионного и социального обеспечения работающих в России молдавских трудовых мигрантов. Хотя в бытность премьером Санду, несмотря на неоднократные приглашения, так и не приехала с визитом в Москву.
Позиции фаворитов, похоже, повлияли на ставки внешних игроков. В конце сентября по видеосвязи состоялись переговоры Додона с Владимиром Путиным, на которых отмечено восстановление стратегического партнерства между двумя странами. Российский лидер пожелал молдавскому коллеге успехов на выборах, выразив надежду, что такое плодотворное сотрудничество будет продолжено.
В поддержку Санду выступили лидер партии Ангелы Меркель — Христианско-демократического союза Германии — Аннегрет Крамп-Карренбауэр, экс-глава Европейского совета и глава Европейской народной партии Дональд Туск. А также другие известные политики, среди которых Михаил Саакашвили, предложивший свой опыт борьбы с коррупцией в Грузии и на Украине.
Жалобы Западу
Уже в начале предвыборной кампании Санду обвинила Додона в подготовке подтасовок. Ее письмо к верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепу Боррелю, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич и директору Бюро по демократическим институтам и правам человека Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир подписали еще четверо кандидатов, которых опросы называют аутсайдерами гонки. В нем они жалуются на организацию голосования для молдавских трудовых мигрантов, которых выгнала из страны безработица. По данным статистики, на заработки выехала почти треть населения, а деньги, которые они отправляют своим родным, помогают удерживать на плаву молдавскую экономику.
Более половины из почти 800 тыс. гастарбайтеров работает в России, но, несмотря на такой расклад, избирательных участков здесь всегда открывали в десятки раз меньше, чем в западных странах. Так, на прошлых президентских выборах их было восемь, а на парламентских 2014 и 2010 года — соответственно пять и четыре. По этой причине в Москве и других российских городах возникали многочасовые очереди, люди не успевали проголосовать. Также, по мнению Санду, подтасовки в пользу Додона возможны и на 42 участках, которые открываются на правом берегу Днестра для более чем 300 тыс. граждан Молдавии, живущих в непризнанном Приднестровье. Ее тревога по поводу голосования в России очевидна — работающие здесь молдаване, как и приднестровцы, заинтересованы в хороших отношениях между двумя странами и обычно поддерживают политиков, выступающих за сближение с Москвой. По такой же причине в странах ЕС молдавские мигранты чаще голосуют за проевропейцев.
На нынешних выборах ЦИК решил открыть 139 участков за рубежом, а в России увеличить их число до 17. Несмотря на то, что это в восемь раз меньше, чем в западных странах, это вызвало истерику в стане Санду — ее сторонники вышли на протест, обвинив власти в готовящихся подтасовках. О необходимости обеспечить честные выборы Кишинев предупредили посол США Дерек Хоган, глава миссии ЕС Петер Михалко, другие европейские чиновники.
Додон с обвинениями не согласен. “За выборами будет следить максимальное количество наблюдателей и журналистов как от оппозиции, так и из-за рубежа, для которых власти, несмотря на ограничения в условиях пандемии, специально открыли въезд в республику”, — сказал он, напомнив, что главы ЦИК и утверждающего итоги выборов Конституционного суда (КС), а также большинство членов этих учреждений были назначены оппозицией.
Зачем раскачивают лодку
Предложенный Санду сценарий протестов не нов для Молдавии — после выборов в апреле 2009 года недовольные победой правящей тогда Партии коммунистов Республики Молдова сторонники проевропейских партий устроили беспорядки, в ходе которых подожгли парламент и резиденцию президента, вывесив на них флаги ЕС и лозунги, призывающие к объединению с Румынией. Сделано это было, несмотря на признание выборов международными наблюдателями. Хотя организованный по требованию оппозиции пересчет голосов не выявил подтасовок, вскоре коммунисты оказались в оппозиции, власть перешла к коалиции проевропейских партий, лидеры которых пообещали за несколько лет добиться вступления страны в ЕС.
О возможности повторения тех событий предупредил директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин, который заявил, что США, оценивая предпочтительные шансы на победу Додона, готовят очередную цветную революцию. “Сейчас мы отчетливо видим, что “революционный” сценарий американцы готовят (после событий в Белоруссии и Киргизии) и для Молдавии, которая в ноябре будет избирать президента. Их не устраивает действующий глава государства Игорь Додон, поддерживающий конструктивные отношения со странами СНГ, в том числе с Россией”, — подчеркнул он.
Эти опасения разделяют и в Молдавии. “Санду боится проиграть Додону, у которого, по опросам, более высокие шансы. А ее заявление про подтасовки — провокация, с помощью которой общественное мнение усиленно готовят к протестам. Мы наблюдаем подобную ситуацию у соседей — если побеждает неугодный Западу кандидат, оппозиция тут же использует обвинения в фальсификации”, — считает молдавский политолог Корнелиу Чуря. По его словам, для этого используются стандартные средства: социальные сети, финансируемые из-за границы СМИ и неправительственные организации (НПО).
Список тех, чьи выходцы помогают на выборах Санду, опубликовал на днях в своей книге молдавский депутат Богдан Цырдя. По его словам, фонд “Сорос-Молдова”, Национальный фонд демократии США, Департамент по связям с диаспорой Румынии и другие западные организации “используют созданную ими в стране сеть НПО как инструмент внешнего управления, захвата умов, невооруженного покорения гибридного типа. У нас они уничтожают любого политика, который пытается бороться за справедливость, за православную веру, за традиционную семью, за дружбу с Россией”, – заметил депутат.
Опасный раскол
Сценарий майдана опасен для Молдавии, мнения граждан которой, как свидетельствуют опросы, разделены в симпатиях между ЕС и ЕАЭС примерно поровну. При этом подавляющее большинство жителей республики выступает за дружественные отношения с Россией и против вступления страны в НАТО. По данным социологов, число сторонников курса на евроинтеграцию в стране пошло на убыль после того, как выяснилось, что обещанное проевропейскими политиками членство в ЕС в обозримом будущем Молдавии не светит. Далекими от реальности оказались и их обещания, что потерю рынка России, которая долгие годы была главным торговым партнером республики, можно компенсировать поставками в Европу. К тому же безвизовый режим со странами ЕС, которые они считают своим главным успехом, оказался под угрозой из-за пандемии и закрывающих свои границы государств шенгенской зоны.
Не последнюю роль в том, что ряды евроскептиков растут, сыграло и то, что многие западные лидеры в последние годы старательно прикрывали беззакония коррумпированной проевропейской власти в Кишиневе, называя ее не иначе как “история успеха”. Нарыв вскрылся летом 2015 года, когда стало известно о причастности руководства страны к хищению из банков астрономической для страны суммы €1 млрд, которую здесь назвали “кражей века”. На улицы вышли десятки тысяч протестующих, под их давлением пали два правительства, в тюрьме по обвинению в коррупции оказался премьер Владимир Филат.
Новое правящее большинство в парламенте и кабинет сформировал его коллега по коалиции — возглавивший Демократическую партию местный олигарх Плахотнюк, который скупил для этого, словно на рынке, треть депутатов. Когда возмущенные этим демонстранты пошли на штурм парламента, о поддержке новой власти заявила помощник госсекретаря США Виктория Нуланд. После этого протесты пошли на убыль, а выстроенный олигархом режим объявил причиной протестных настроений пропаганду Москвы. Для борьбы с ней из Кишинева стали высылать российских политиков, дипломатов, журналистов, общественных деятелей, было ограничено вещание российских телеканалов. Отношения между двумя странами охладели как никогда.
Идейная база для преодоления существующего в молдавском обществе раскола отсутствует. Более того, в последние годы здесь растет число тех, кто разочаровался в молдавской государственности и поверил политикам, предлагающим пробраться в ЕС через “заднее крыльцо” — путем объединения с Румынией. Как ни парадоксально, но на нынешних выборах страну хотят возглавить сразу два кандидата от партий, выступающих за ликвидацию молдавского государства, — Дорин Киртоакэ и Октавиан Цыку. Хотя к этой идее с иронией относятся в Брюсселе, это не добавляет спокойствия в Кишиневе.
Предвыборные обещания
В Молдавии давно никого не удивишь радужными обещаниями, которые раздают на выборах политики. В конце 80-х годов прошлого века участникам многотысячных митингов в Кишиневе рассказывали, как после выхода из СССР республика станет свободной и процветающей, “второй Швейцарией”. Те, кто слушал эти речи, и представить не мог, что за считаные годы промышленность и сельское хозяйство будут разрушены, а ВВП страны на 30-м году независимости составит всего 70% от уровня 1989 года, начнется исход населения. Если дела так пойдут и дальше, то, по прогнозам местной Академии наук, к 2050 году население республики уменьшится наполовину.
Нынешние выборы не стали исключением. Пока одни кандидаты пугают избирателей “угрозой Москвы”, другие обещают повысить пенсии и зарплаты до уровня ЕС, третьи — немедленно пересажать всех коррупционеров и превратить страну в “маленький Сингапур”, четвертые — отказаться от кортежей и мигалок. В программе Санду, например, есть проект “европейского села”, при том что во многих селах уже не осталось ни одного жителя, а сама она, будучи министром образования, закрывала в них школы.
Те же, кто предлагает ликвидировать Молдавию как государство, а благополучие ее граждан чудесным образом обеспечить за счет объединения с одной из самых бедных стран ЕС — Румынией, не спрашивают при этом самих румын: хотят ли они поделиться своими зарплатами и пенсиями. Эксперты объясняют это изобилие обещаний тем, что для ряда заведомых аутсайдеров гонки выборы стали праймериз предстоящих в будущем году досрочных выборов парламента. Он был избран при Плахотнюке и скомпрометировал себя многочисленными случаями перекупки депутатов, из-за чего распустить его намерены все кандидаты в президенты.
Подавляющее большинство этих обещаний заведомо невыполнимы, так как Молдавия — парламентская республика и президент почти все свои решения согласует с парламентом. “Наделение главы государства рядом дополнительных полномочий может улучшить управляемость в стране, которая из-за затяжного кризиса нуждается в более мобильных действиях власти”, — убежден Додон. По его мнению, для этого необходима тщательно продуманная конституционная реформа, которой уже занимается специально созданная им комиссия.
“Если парламент не поддержит предложенные комиссией поправки, мы выйдем с ними на конституционный референдум”, — пояснил глава государства. При этом он подчеркнул, что расширенными полномочиями, скорее всего, воспользуется уже тот, кто сменит его на этом посту, так как по закону он не сможет баллотироваться еще на один срок.
Президент, парламент, олигарх
Это не первая попытка усилить власть главы государства — в 1999 году тогдашний президент Петр Лучинский организовал для этого консультативный референдум. В ответ депутаты потянули одеяло власти на себя, отменив всеобщие выборы президента, и стали выбирать его сами. В 2016 году КС объявил это решение незаконным. К тому времени выяснилось, что парламентская формула власти не помешала Плахотнюку узурпировать власть, подмяв под себя парламент, правительство и юстицию. А когда президент Додон налагал вето на то или иное решение, подконтрольные олигарху судьи КС временно отстраняли его от власти и документы подписывали премьер или спикер.
Чтобы покончить с режимом Плахотнюка, социалистам Додона, которые получили на выборах прошлого года 35 из 101 мандата в парламенте, пришлось пойти на союз с правыми партиями, взгляды с которыми не совпадают по ключевым вопросам. Санду, партия которой имела всего 14 мандатов, получила пост премьера и контроль почти над всеми министерствами. Со своей стороны, Плахотнюк через КС объявил новую власть вне закона и приказал прокурорам готовить аресты. Однако после того, как в поддержку новой власти выступили Брюссель, Вашингтон и Москва, олигарх после короткой беседы с американским послом Хоганом сбежал в США, где объявил об уходе из политики.
После исчезновения общего врага коалиция прогнозируемо распалась. За неимением других партнеров социалисты пошли на союз с демократами, которые заявили об очищении от наследия олигарха. Но вскоре выяснилось, что созданный им коррупционный спрут жив — в парламенте, правительстве, судах, прокуратуре, СМИ, ряде НПО остались ставленники прежнего режима. Один из них, экс-спикер Андриан Канду, вместе с 14 депутатами покинул Демпартию, учредив группу “Про Молдова” и призвал свергнуть Додона, чтобы “вернуть страну к европейским ценностям”. К нему примкнули депутаты партии “Шор”, возглавляемой бежавшим из страны с Плахотнюком банкиром Иланом Шором, осужденным по делу о “краже века”.
Додон убежден, что за перебежчиками стоит олигарх, который в августе нынешнего года покинул США, где его внесли в санкционный список из-за обвинений в коррупции, и объявился в соседней Турции. Его выдачи добивается молдавская прокуратура, выдавшая ордер на его арест в связи с подозрениями в причастности к банковскому хищению. Уголовные дела по обвинению в отмывании денег и наркотрафике возбуждены против него и в России. Недавно посол Хоган подтвердил, что Плахотнюк покинул Майами, где жил последний год, несмотря на запросы молдавских прокуроров. При этом дипломат не исключил, что олигарх сможет вернуться в США, если подаст соответствующее прошение.
Станут ли выборы отправной точкой для выхода Молдавии из затяжного политического и экономического кризиса, покажут ближайшие недели. Многое здесь будет зависеть не только от внешних партнеров, но и способности каждой из сторон защитить свой результат на выборах. Санду, комментируя заявление Нарышкина, отметила стремление Москвы сохранить влияние в регионе, хотя, в отличие от союзной Белоруссии, возможности России влиять на внутреннюю ситуацию в Молдавии весьма ограничены. При этом она дала гарантии, что акции ее сторонников будут сугубо мирными.
Додон убежден, что у власти достаточно ресурсов, чтобы не допустить майдана, но при этом обратил внимание, что протесты, которыми грозит Санду, могут быть использованы сторонниками Плахотнюка. “Он хочет дестабилизировать ситуацию в стране. Смута поможет ему избежать ответственности”, — пояснил президент, напомнив, что в том же 2009 году в первых рядах тех, кто жег и громил парламент, были замечены провокаторы, в том числе из неонацистских организаций соседней Румынии. Появятся ли на этот раз в Кишиневе желающие подлить масла в огонь, мы увидим в ближайшие дни.