Каждой бабе — по здоровому мачо
Спасет ли сильный пол России от вымирания национальная программа по сохранению мужского здоровья?
Дожили: репродуктивное здоровье мужчин будет рассматриваться на самом высоком уровне. В Правительство РФ специалисты направили свои предложения по сохранению мужского здоровья в рамках Национального проекта по демографии, который разрабатывает кабмин в соответствии с новым майским указом президента Путина. «Глава государства поставил задачу добиться естественного прироста населения и снижения смертности. Но демографические проблемы в России не будут решены, если не улучшится ситуация с мужским здоровьем, — считает наш эксперт, директор ФГУ «НИИ урологии им. Н.А. Лопаткина», д.м.н., профессор Олег Иванович АПОЛИХИН. — По данным Минздрава, до 4 млн мужчин бесплодны, и за последние 13 лет число страдающих этим недугом выросло на 80%».
Действительно, тревожиться о мужском здоровье, и не только репродуктивном, есть основания: в нашей стране давно слабеет сильный пол, многие российские мужчины, как известно, не доживают до пенсии, бесплодие в этой среде в последние годы растет семимильными шагами. И задуматься о причинах такого явления надо было лет 20–30 назад. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда… Теперь вот эксперты направили в Правительство РФ свои предложения по сбережению мужского населения. В чем их суть?
«Паспорт репродуктивного здоровья» нужен всем
— Мы по-прежнему наблюдаем негативную тенденцию по мужским заболеваниям, — отметил Олег Иванович Аполихин. — Хотя, надо признать, в последнее время Минздрав РФ принимает меры по усилению профилактической работы среди россиян. Восстановлена система всеобщей диспансеризации, все дети и подростки до 17 лет проходят профосмотры, разработан проект «Стратегии формирования здорового образа жизни населения России», предприняты шаги по сокращению курения и употребления алкоголя. Но пока этого недостаточно.
Из сегодняшних проблем в данной сфере эксперт назвал отсутствие системы подготовки врачей по специальности «андролог» и их сертификации. Также, по его мнению, значительной доработки требует сама методика работы над укреплением здоровья мужчин и оценки его состояния. Он предлагает «акцент делать на профилактику, которая сегодня в регионах развита слабо: практически нет сети мужских консультаций, есть дефицит детских урологов».
— В нескольких регионах уже сделаны первые шаги в этом направлении, — рассказал Аполихин. — Проекты по сохранению репродуктивного мужского здоровья и социального долголетия в разном формате уже реализуются. Но в остальных субъектах подход к этой проблеме очень разный — от создания узкоспециализированной системы медпомощи до полного невнимания. Безусловно, важно учитывать специфику регионов, но для наилучшего результата необходимо на федеральном уровне определить основные направления работы. Федеральная программа должна включать не только медицинскую помощь, но и просветительскую составляющую, создавать условия для культурного времяпрепровождения — чтобы мужчины меньше пили, вели здоровый образ жизни, периодически проходили медосмотры у специалистов. Ведь нарушения репродуктивной системы у них происходят в основном из-за инфекционных заболеваний.
По мнению эксперта, также необходимо разработать программу по подготовке и переподготовке врачей-андрологов. В регионах должны создавать медицинские центры мужского репродуктивного здоровья, вовремя выявлять проблемы и оказывать помощь. Помочь в этом может автоматизированная информационная система «Паспорт репродуктивного здоровья мужчины», создание и внедрение которой сегодня также актуально. В целом система охраны репродуктивного здоровья мужчин должна строиться в несколько этапов, по принципу диспансеризации, с уклоном на профилактику.
Действительно, человек рано или поздно приходит к простой мысли: лучше быть здоровым, чем лечиться от болезней, затрачивая на это финансы, время, нервы. А основой профилактики (от греч. prophylaktikos — предохранительный) должен быть комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска, на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Еще в конце XIX века великий врач и ученый Николай Иванович Пирогов сказал: «Будущее принадлежит медицине профилактической». Особенно это актуально сегодня, в век сверхскоростей, постоянных стрессов, плохой экологии и т.п.
Но хотя профилактика и важнейшая составляющая системы здравоохранения, на ней одной далеко не уедешь. «Без комплексного подхода невозможно исправить сложившуюся ситуацию, — полагает и наш эксперт Олег Аполихин. — Для сохранения и укрепления здоровья россиян необходимо также решать множество социальных и образовательных задач: формировать культуру здорового образа жизни и позитивный образ многодетной семьи, прививать молодежи традиционные семейные ценности. И сами представители сильного пола должны ответственно относиться к собственному здоровью и не забывать о важности будущего отцовства».
Кстати, и эксперты Общероссийского народного фронта (общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе Президента РФ Владимира Путина) убеждены в необходимости создания комплексной федеральной программы по сохранению мужского здоровья, на основе которой регионы должны создать свои проекты.
Вопрос — когда все это будет?
Российские мужчины
не хотят (или не могут) иметь детей?
Бесплодие — бич времени. И не только в России. Но в нашей стране бесплодие, похоже, достигло уровня угрозы национальной безопасности. По мнению некоторых экспертов, в РФ число бесплодных пар репродуктивного возраста уже на 2% превысило 15-процентный уровень, когда, по мнению Всемирной организации здравоохранения, такой показатель является угрозой национальной безопасности страны. Увы, и бесплодных женщин, и бесплодных мужчин в нашей стране становится все больше. Если среди женщин 1930–1960-х годов рождения, состоявших в браке (официальном или гражданском), уровень бесплодия не превышал 4%, а среди женщин 1970 года рождения этот показатель был близок к 6%, то менее чем через 50 лет их уже стало 17%!
К тому же современные женщины нередко откладывают замужество и беременность до 40 лет и позже, а многие мужчины и вовсе не хотят жениться и предпочитают «жить для себя». Правда, немного изменить ситуацию помогли материнский капитал, увеличенный размер оплаты декретных отпусков, детских пособий, другие меры госинициативы, стартовавшей в России с 2007 года, что позволило родиться «отложенным на потом» детям.
Но и этого оказалось недостаточно: рождаемость снова начала снижаться. И вот новые «преференции» руководства нашего государства семейным парам: продлить маткапитал до 2021 года, выплачивать на ребенка до полутора лет более 10 тысяч рублей. Сработает ли? Время покажет.
Вообще бездетность и малодетность — характерная демографическая особенность сегодняшней России. И эта ситуация якобы «остается вынужденным явлением, связанным с бесплодием, возрастом и одиночеством». Но если говорить о Москве, то здесь бездетность скорее добровольная. Отсутствие детей, одиночество наряду с проблемами со здоровьем нередко связаны с… высоким уровнем материального обеспечения, образованностью, культурными возможностями. Все это у молодых рождает убеждение, что для полного счастья рожать не обязательно. Так, во всяком случае, писали газеты несколько лет назад, ссылаясь на данные Центра анализа доходов и уровня жизни Национального исследовательского университета Высшей школы экономики.
Выходит, чем выше образование у людей и чем выше их материальная обеспеченность, тем меньше они хотят иметь детей. Парадокс? Вовсе нет: об этом свидетельствуют проблемы с рождаемостью в сытой Европе, где женщины откладывают рождение детей до 40 и более лет. Но отсрочка материнства объективно повышает риск бездетности.
В демографический провал стран вносят свою лепту и аборты. Несмотря на общественное движение в этом плане в России, появившиеся радикальные предложения (вплоть до запрета абортов на законодательном уровне), ситуация не меняется. Скорее наоборот — это вызывает раздражение в просвещенной женской среде. Да и репродуктологи убеждены: запреты не помогут сокращению случаев искусственного прерывания беременности.
Нельзя списывать со счетов и финансовые возможности молодых семей, и не только, но особенно — молодых. Пока мужчина и женщина способны родить ребенка, у них, как правило, нет своего жилья, многие хотят получить высшее образование, поездить по миру, а потом… Но этого «потом» может и не быть.
Правда, в последние годы и в нашей стране женщины все чаще стали рожать после 35–40 лет. А кто-то рискует заводить ребенка в 50 и даже в 60. Но это скорее исключение, чем норма, во всех смыслах. Благо сегодня есть для этого вспомогательные репродуктивные технологии: ЭКО, суррогатное зачатие и др. Современная репродуктивная медицина использует несколько технологий искусственного оплодотворения, каждая из которых имеет дело с определенной патологией бесплодия. Но и проблем с зачатием тоже немало: некоторые женщины беременеют лишь после 5–10 попыток и наживают себе множество проблем со здоровьем из-за мощной гормональной атаки на организм.
По данным некоторых экспертов, в России сегодня около 78 млн женщин, из них репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) — 39,1 млн. Бесплодных среди них — 6 млн. Еще 4 млн — бесплодных мужчин. И в результате 15% семейных пар страдают бесплодием, а это критический уровень для страны. Другие эксперты уже называют 17% и даже 18% бесплодных пар. Ежегодно число бесплодных россиян возрастает примерно на 250 тысяч. А рождаемость — всего 10,3 на 1000 населения России. Смертность при этом — 16 на тысячу. Ежегодные потери — до 750–800 тысяч человек.
Кстати, супружеской паре диагноз «бесплодие» может быть поставлен в случае, если она после года совместной жизни не смогла зачать ребенка (согласно статистике, 30% пар в этом случае приходят к беременности в первые три месяца совместной жизни, 60% — в следующие семь месяцев и 10% — за последние пару-тройку месяцев).
И эта проблема сегодня в России частично решается: если за год супружеской жизни паре так и не удается обзавестись потомством, ее признают условно бесплодной и предлагают бесплатное ЭКО.
Многие годы считалось, что в бесплодии «виноваты» женщины. Но, как сказала недавно в интервью «МК» известный доктор, одна из первых зачинателей детей «в пробирке» Елена Калинина, сегодня в бесплодии в той же степени «повинны» и мужчины (50х50).
Причины женского бесплодия: в 30–40% случаев — эндокринные патологии, в 20–60% — заболевания маточных труб плюс иммунологические проблемы. А вот у мужчин бесплодие в 42% случаев бывает по причине заболевания под названием варикоцеле, в 14% — из-за непроходимости семяпроводящих путей, а в 13% — других проблем в половой сфере. И во многих случаях бесплодие у мужчин возникает на фоне курения и злоупотребления алкоголем.
Под занавес: сексуальных партнеров «не заводит» белковая пища
В мире давно ищут панацею для стимуляции половой активности как мужчин, так и женщин. В том числе и посредством диеты. К примеру, в Европе в этих целях использовали мед, икру, шоколад, орехи, грибы (в основном трюфели). Кстати, эти грибы с успехом подавали на стол при дворе Людовика ХIV. А раки были излюбленным деликатесом Людовика ХV. На Востоке для активизации сексуальной жизни использовали женьшень, гвоздику, а из пищевых продуктов — яйца, мясо ужей и даже улиток. Считалось, что при эректильной дисфункции помогает и небольшая доза красного виноградного вина. А вот увлечение мясной и молочной пищей якобы снижает «сексуальный эффект», негативно влияя в этом смысле как на мужчин, так и на женщин. Сексуальных партнеров «не заводит» белковая пища.
А говоря об импотенции у мужчин, ученые, основываясь на современных знаниях, считают, что в 10% случаев причина кроется в психике. Поверим им на слово.
Александра ЗИНОВЬЕВА.