БУТИНОЙ НЕ ПРОСТИЛИ СРАВНЕНИЕ С ЧАПМАН
Американская прокуратура «шьет» россиянке новые обвинения
Стремительно обрастает новыми деталями обвинение против россиянки Марии Бутиной. Возможный срок за пару дней увеличился с пяти до 10 лет, несмотря на распространенную практику, освободить из-под стражи под залог также оказалось для защиты невозможным. Тем временем западная пресса, разбирая на части биографию Бутиной чуть ли не со школьной скамьи, пытается любую деталь притянуть к шпионскому образу.
Американская сторона в стремлении пополнить материалы дела, кажется, близка к абсурду. Так, в качестве доказательства связи 29‑летней Марии Бутиной с ФСБ предлагается документ, найденный у нее в квартире. Это рукописный текст, в котором был вопрос: «Как отвечать на предложение ФСБ о работе?».
Кроме того, версия обвинения во многом строится на том, что Бутина сожительствовала с человеком, который в материалах обозначен как «Американец №1». В СМИ предполагают, что это член Республиканской партии 56‑летний Пол Эриксон. Через него девушка якобы и влияла на американскую политику. А учеба в университете в Вашингтоне являлась для нее прикрытием, в доказательство этому обвинение приводит ее эсэмэс Эриксону, где она просит его отредактировать ее курсовую работу.
Дружескую переписку с бывшим начальником Александром Торшиным также представляют как доказательство его кураторства над девушкой в преступном сговоре в пользу Российского государства. Когда в 2017‑м в американской прессе появилось несколько публикаций о Марии Бутиной, на фотографиях сторонница легализации оружия, разумеется, позировала с пистолетами и винтовками. Торшин в личной переписке спрашивал, нравится ли быть популярной, и подшучивал, не просят ли у девушки теперь автограф, также заметил, что она затмила Анну Чапман.
Разумеется, сравнение с известной шпионкой сторона обвинения не пропустила мимо. Прокуратура подает это как еще одно доказательство того, что Бутина работала в США российским агентом.
Анну Чапман, как известно, после задержания обменяли, и девушка смогла вернуться в Россию. Но если в этот раз сторона обвинения добьется желаемого и Марию Бутину удастся посадить за решетку как иностранного агента, каковы будут действия Москвы?
«На сегодняшний день в Америке действительно очень нестандартная ситуация, при которой я бы не исключал заговор минюста против Трампа, — комментирует главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир ВАСИЛЬЕВ. — Трудно спрогнозировать, будет ли это дело как-то раскручиваться.
Бутину обвиняют в том, что, находясь в США, она не зарегистрировалась как иностранный агент, наводя какие-то контакты. Но под это можно подвести и любого находящегося в России журналиста, того же Майкла Бома. Вот что создает основную сегодня проблему: не то, что есть какие-то люди, которых можно обменять, это вопрос сложный, а именно то, что это открывает возможность для российской стороны привлечь практически любого на тех же основаниях, если человек начинает отстаивать свои взгляды или пытается разъяснить американскую внешнюю или внутреннюю политику.
Если Бутину приговорят к соответствующей мере, то появляется возможность быстро найти людей, которые могут быть обменены на нее.
Мое глубокое убеждение, что это чисто заказное, абсолютно надуманное дело, оно пустое. Все эти обвинения, с одной стороны, можно легко развалить, с другой — с учетом ангажированности дела можно толкать и дальше».
Гражданку РФ Марию Бутину задержали 15 июля. Первоначально ей вменяли участие в преступном сговоре с целью лоббирования в США российских интересов. Во вторник американская прокуратура также обвинила гражданку РФ в деятельности в качестве незарегистрированного иностранного агента, не только в сговоре с этой целью. Ее потенциальный срок теперь может составлять 10 лет тюрьмы. На прошедшем 18 июля судебном заседании было решено оставить ее под стражей.
Илона ХАТАГОВА.