Поезда везут убытки
Счетная палата проверила деятельность ГП «Железная дорога Молдовы»
Железную дорогу принято называть кровеносной системой экономики. Идолгие годы в Молдове так и было. Но в последние девять лет ситуация в нашей экономике только ухудшалась, и ее кровеносная система тоже оказалась серьезно больна. Это подтвердил аудит, который провела Счетная палата. Анализировалась деятельность Государственного предприятия «Железная дорога Молдовы» за 2015-2016 годы.
Эффективность со знаком минус
Результаты контроля неутешительны. Судите сами: за эти два года предприятие (кстати, практически последний оплот либералов – его директор Юрий Топалэ одна из видных фигур ЛП) зарегистрировало убытки: 105,2 млн леев и 53,2 млн соответственно. Причины этого аудиторы видят в неэффективном и неквалифицированном управлении предприятием.
Единственное, что приносило прибыль в эти годы, были международные грузоперевозки. И то доходы от них упали с 95,4 млн леев в 2015 году до 83,9 млн в 2016-м. А вот внутри страны транспортировка грузов была убыточной (35,2 млн леев и 25,8 млн соответственно), при этом объемы сокращаются.
С пассажирскими перевозками ситуация еще хуже: они приносят огромные убытки и на международных, и на внутренних направлениях. К тому же, пассажиропоток в 2016 году, по сравнению с 2015-м, сократился на треть, а внутри страны – более чем наполовину. Вывод аудиторов: тарифы неактуальны, их рассчитывают без учета реальных затрат.
Техническое состояние инфраструктуры оставляет желать много лучшего. Поэтому скорость поездов очень низкая, кроме того, за анализируемые два года зафиксировано пять случаев, когда составы сошли с рельсов. А если и предпринимались какие-то меры для улучшения технического состояния, то они оказались совершенно экономически неэффективными: так, были закуплены шпалы по цене 900 леев за единицу, тогда как рыночная их цена составляла 560 леев. Более того, качество шпал оказалось очень низким.
Проверяющие констатировали: государство как учредитель не предпринимает мер для модернизации предприятия: в 2015-2016 гг. было запланировано инвестировать на эти цели 4,5 млрд леев, фактические же вложения составили всего 169,2 млн. В результате, в частности, участок дороги Кагул-Джурджулешты так и остается недостроенным, а это объект чрезвычайной экономической важности.
Убытки принесли и социальные объекты, находящиеся в собственности ГП «Железная дорога Молдовы» – больница и сеть медицинских пунктов, жилые дома и др.
Кредит, еще кредит
Юрий Топалэ, присутствовавший на заседании Счетной палаты, результаты аудита признал обоснованными. Но попытался оправдаться: мол, пассажиро- и грузопоток упал из-за военного конфликта на Украине. С Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком заключены контракты на финансирование проектов модернизации. Подходит к концу тендер на закупку новых локомотивов. Запущен поезд Кишинев-Яссы. А социальные объекты предприятие вообще хотело бы снять со своего баланса и передать в ведение центральных и муниципальных властей.
В общем, руководство Железной дороги не теряет оптимизма. Не упоминает оно только о том, что договора с европейскими банками предусматривают выделение не грантов, а кредитов, а их придется отдавать, да еще с процентами. И где гарантия, что закупленные локомотивы не окажутся сродни тем «модернизированным» в Румынии и тоже на европейские средства с подачи Анатола Шалару составам, которые практически сразу вышли из строя? А денежки, между прочим, немалые, так никто до сих пор и не вернул.
Дай бог, чтобы господином Топалэ действительно двигало желание улучшить ситуацию на предприятии. Но почему-то кажется, что в предвыборный год у него совсем другие побуждения: на носу выборы, а с деньгами у либералов напряженка…
Елена РОЙТБУРД.